Номер дела | 2-3092/2013 ~ М-2510/2013 |
Дата суд акта | 18 сентября 2013 г. |
Категория гражданского дела | Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Прокурор Октябрьского района г. Новосибирска в интересах Жупия И. И. |
ОТВЕТЧИК | Администрация Октябрьского района г. Новосибирска |
Представитель истца | Колесникова В.А. |
Представитель и+о? | Кондратьева Р.А. |
Дело №2-3092/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 сентября 2013 года г.Новосибирск
Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Мяленко М.Н.,
при секретареЕмельяновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЮЛ1 в интересах Жупия И.И. к ЮЛ2, ЮЛ3, ЮЛ4 о признании незаконным отказа ЮЛ2, восстановлении в льготной очереди, предоставлении жилого помещения, и обязании выделить денежные средства для обеспечения жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
ЮЛ1 обратился в суд с иском в интересах Жупия И.И. к ЮЛ2, ЮЛ3, ЮЛ4 и просит признать незаконным отказ ЮЛ2 в восстановлении в льготной очереди ветерана Великой Отечественной войны Жупия И.И. восстановить его в льготной очереди, обязать ЮЛ3 предоставить Жупия И.И. жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. по договору социального найма за счет средств федерального бюджета, выделяемых ЮЛ4, обязать ЮЛ4 выделить денежные средства для обеспечения жильем ветерана Великой Отечественной войны Жупия И.И., поступающих из федерального бюджета в рамках реализации Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» от 07.05.2008г. № 714.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что согласно распоряжения главы ЮЛ2 от /дата/ №, от /дата/. № на основании удостоверения серии № от /дата/., выданного ЮЛ2 Жупия И.И. был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включен в льготную очередь участников Великой Отечественной войны, /дата/ в связи с тем, что Жупия И.И. не подтвердил факт выселения его из занимаемого служебного жилого помещения и не предоставил документы, подтверждающие, что инвалидность получена вследствие ранения или в период участия в Великой Отечественной войне – на основании ст. 56 п.2 ч.1 ЖК РФ был снят с льготного учета очередности. В учетном деле Жупия И.И. имеется удостоверение от /дата/ №, выданное ЮЛ5 согласно которому он имеет право на льготы, установленные статьями 17,14 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ. Согласно справке ЮЛ6 от /дата/. № Жупия И.И. является инвалидом по общему заболеванию. Согласно справке ЮЛ7 Жупия И.И. в соответствии с ФЗ «О Ветеранах» является участником Великой Отечественной войны», проходил военную службу в <адрес>, не входившим в состав действующей армии, в период с /дата/ по /дата/ во время Великой Отечественной войны. Право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета возникло у Жупия И.И. в силу закона, он не утрачивал основания, дающие ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, а потому подлежит восстановлению в льготной очереди. Приказ ЮЛ2 от /дата/ № «Об исключении из льготной очереди участника ВОВ» не соответствует закону и подлежит отмене. Жупия И.И. имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как инвалид Великой Отечественной войны, в соответствии со ст. 14 Закона «О Ветеранах».
В судебном заседании помощник ЮЛ1 Клековкина К.В. поддержала заявленные требования.
Истец Жупия И.И. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ЮЛ2 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, ранее направил в суд письменный отзыв, просил отказать в удовлетворении требований (л.д.40-42).
Представитель ЮЛ3 – Колесникова В.А. в судебном заседании требования истца не признала, пояснила, что Жупия И.И. является участником ВОВ и имеет инвалидность, согласно справке ЮЛ7 истец не проходил военную службу в составе действующей армии в период Великой Отечественной войны с /дата/ по /дата/ документы о выселении Жупия И.И. из служебного жилого помещения в ЮЛ2 не передавались, полагает, что действия ЮЛ2 по исключению Жупия И.И. из льготной очереди на обеспечение жильем как участника ВОВ находились в рамках Закона № 354-ОЗ. Для того, чтобы полномочия по предоставлению жилого помещения возникли, лицо должно состоять на учете, являться носителем прав, однако Жупия И.И. не состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, был снят с очереди. Процессуальным истцом также не представлено доказательств, что он является жителем <адрес>. Учет нуждающихся органами местного самоуправления по договору социального найма осуществляется ЮЛ2 по месту их жительства. Представленная ЮЛ1 справка, что Жупия зарегистрирован по месту пребывания, а не по месту жительства, говорит о том, что регистрация имеет срочный характер. Истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что это за помещение, на каких условиях предоставлено, кто ему эти граждане, проживающие с ним. Считает, что право на жилое помещение может быть реализовано, но не в <адрес>. Также указала, что истцом пропущен срок для обжалования приказа ЮЛ2. ЮЛ3 не имеет средств на предоставление жилого помещения истцу.
Представитель ЮЛ4 – Кондратьева Р.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д.83-85).
Представитель ЮЛ8, привлеченный к участию в деле в качестве 3-го лица, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, свои возражения на исковое заявление изложил в письменном отзыве (л.д.124-126).
Представитель ЮЛ5, привлеченный к участию в деле в качестве 3-го лица, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, направил в суд заявление, просит рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.156).
Выслушав пояснения ЮЛ1, представителя ЮЛ3, представителя ЮЛ4, исследовав письменные материалы дела, представленные доказательства, дав им оценку, суд приходит к следующему:
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010г. № 30) предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, изложены в ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, к которым, в частности, относятся лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п.1).
Согласно ч.1 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч.3 ст. 52 ЖК РФ).
В силу пункта 1 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Категории ветеранов Великой Отечественной войны перечислены в статье 2 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в числе которых военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (п.п. «з» п.п. 1 п. 1 ст. 2).
Меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам Великой Отечественной войны, перечисленным в п.п. «з» п.п.1 п.1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах», установлены статьей 17 названного Закона, предусматривающей обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём только в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений (п.п.4).
Иным категориям ветеранов из числа участников Великой Отечественной войны, поименованным в п.п. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» (п.п. «а» - «ж» и «и»), предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 15 Закона, в том числе, обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета, при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В силу пункта 2 статьи 15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
Реализация прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, установленных ФЗ «О ветеранах», осуществляется в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000г. №69, действующей в настоящее время в редакции от 30.07.2004г.
Согласно п. 2.7 Инструкции, права и льготы, установленные ФЗ «О ветеранах», предоставляются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), - на основании соответствующих удостоверений, указанных в пунктах 2.1-2.6 настоящей Инструкции, и справки учреждения медико-социальной экспертизы об инвалидности.
В удостоверении производится отметка о праве на льготы, определенные ФЗ «О ветеранах».
Из материалов дела следует, что Жупия И.И. является инвалидом <данные изъяты> (л.д.11).
Кроме того, Жупия И.И. является участником-ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст.17, 14 Федерального закона «О Ветеранах», что подтверждается удостоверением от /дата/ (л.д.13).
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что согласно распоряжению ЮЛ2 от /дата/ № Жупия И.И. был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включен в льготную очередь участников Великой Отечественной войны.
Истец временно зарегистрирован по месту пребывания и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> (л.д.138).
Права собственности на какое-либо жилое помещение за Жупия И.И. не зарегистрировано, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от /дата/ (л.д.73).
Заочным решением Октябрьского районного суда г.Новосибирска от /дата/ Жупия И.И. признан утратившим право пользования жилым помещением – квартирой <адрес> Решение суда вступило в законную силу /дата/ (л.д.64-67).
Обстоятельств, свидетельствующих о наличии у Жупия И.И. в пользовании жилого помещения на условиях социального найма, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Согласно выписки из приказа ЮЛ2 № от /дата/ Жупия И.И. исключен из льготной очереди участников ВОВ на основании ст.56 п.2 ч.1 ЖК РФ (л.д.32).
В своем ответе от /дата/ (л.д.14), ЮЛ2 указывает, что оснований для принятия Жупия И.И. на учет с целью получения жилья за счет средств федерального бюджета у ЮЛ2 района не имеется, поскольку последним не представлено доказательств выселения его из занимаемого им служебного жилого помещения, в соответствии со ст. 17 ФЗ «О Ветеранах».
Однако, по смыслу статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов - участников Великой Отечественной войны, направлена на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса.
Имея единый статус участника Великой Отечественной войны на Жупия И.И. распространяются меры социальной поддержки инвалидов ВОВ, предусмотренные ст. 14 ФЗ «О ветеранах», в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
Таким образом, Жупия И.И. имеет право как участник Великой Отечественной войны на улучшение своих жилищных условий.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец был поставлен на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении в льготной очереди участников Великой Отечественной войны, право состоять на указанном учете не утратил, суд приходит к выводу, что исключение Жупия И.И. с льготной очереди, является незаконным. Поэтому подлежит удовлетворению требование по заявлению о признании незаконными действий ЮЛ2 об исключении его, истца Жупия И.И., из льготной очереди нуждающихся в жилых помещениях и в качестве устранения нарушенных прав истца, суд полагает необходимым обязать ЮЛ2 восстановить Жупия И.И. на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в льготной очереди.
Суд полагает, что предусмотренный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации, подлежит восстановлению. При этом суд учитывает возраст истца Жупия И.И., его состояние здоровья, юридическую неграмотность.
С <данные изъяты> Жупия И.И. обращался в различные инстанции в административном порядке с заявлениями о предоставлении жилого помещения и только после обращения в прокуратуру, ЮЛ1 обратился в суд с иском в защиту интересов Жупия И.И.
Законом Новосибирской области от 09 декабря 2005 года N 354-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями», органы местного самоуправления муниципальных образований наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны (в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частых, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев…) (п.2 ч.1ст.1).
В соответствии с ч.1.2 указанного выше Закона НСО, жилые помещения жилищного фонда социального использования предоставляются граждан, указанным в пункте 2 части 1 настоящей статьи, по договорам социального найма в размере не менее 36 кв.м. общей площади жилого помещения. Данная учетная норма предусмотрена и ФЗ «О Ветеранах», и Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714.
Таким образом, учитывая, что ЮЛ3, как органу местного самоуправления, которому Законом НСО от 09.12.2005г. № 354-ОЗ переданы государственные полномочия для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, в том числе участников ВОВ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца об обязании ЮЛ3 предоставить Жупия И.И. жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. по договору социального найма.
Что касается требований истца об обязании ЮЛ4 выделить денежные средства для обеспечения жильем ветерана Великой Отечественной войны Жупия И.И., то суд не находит оснований для удовлетворения указанных требований, поскольку средства на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных п.1,2 ст.23.2 ФЗ «О Ветеранах» предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. ЮЛ4 является только органом уполномоченным на получение денежных средств из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд