Номер дела 2-944/2016 (2-7325/2015;) ~ М-7515/2015
Дата суд акта 14 марта 2016 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> Иски о возмещении ущерба и компенсации... -> По искам лиц, осужденных к лишению свободы, о возмещении ущерба и компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями их содержания в следственных изолято...
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Стороны по делу
ИСТЕЦ Ромашов А. В.
ОТВЕТЧИК Федеральная служба исполнения наказаний
ОТВЕТЧИК Министерство Финансов в лице УФК России по Новосибирской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦО ГУФСИН России по НСО
Представитель ответчика Ткачев Н.В.
Представитель ответчика Ложкова Е.А.
Представитель истца Объедкова О.К.

Дело № 2-944/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ромашова А.В. к Министерству Финансов РФ, ФСИН России, о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Ромашов А.В. обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Истец содержался под стражей в СИЗО -1 г.Новосибирска с /дата/ по /дата/ и с /дата/ по /дата/. При этом указывает, что условия его содержания не соответствовали действующему законодательству, являлись унизительными для истца.

Так, в камере с потолка лилась вода, все стены в камере были покрыты грибком и плесенью, отваливалась штукатурка, имелись мелкие грызуны и мыши. Также в камере отсутствовала горячая вода. Камера была постоянно переполнена, в связи с чем на одного человека приходилось менее кв.м., прогулка проводилась менее минут, кроме того прогулочные дворики не были оборудованы, в камере вместо унитаза были установлены чаши «Генца». Также указал, что в камере отсутствовала радиоточка, полка для гигиенических принадлежностей, отсутствовала вытяжка, вентиляция, что вызывало дискомфорт. Установленная лампочка в камере была мощностью вт, установленная железная полка для продуктов была прогнившая, меры для дезинфекции не проводились, питание не соответствовало нормам, мясо и молоко не выдавалось, еда была постной, также в связи с отсутствием врачей он был лишен возможности обращаться с жалобами на состояние здоровья.

Полагает, что вышеуказанными действиями ему был причинен моральный вред, компенсацию которого в размере 150 000 рублей он просит взыскать с ответчиков в его пользу.

В судебное заседание истец Ромашов А.В. не явился, был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутсвтие.

В судебное заседание представитель Министерства Финансов РФ Ткачев Н.В.не явился, представил отзыв, согласно которому просил в иске отказать, поскольку Министерство Финансов РФ является не надлежащим ответчиком по делу.

Представитель ФСИН России, ГУФСИН России по НСО Ложкова Е.А., в судебное заседание не явилась, ранее возражала против удовлетворения исковых требований, представив отзыв, согласно которому ФСИН России, является ненадлежащим ответчиком по делу, кроме того требования истца не основаны на нормах закона, документально не подтверждены, не соответствуют фактическим обстоятельствам, поскольку условия содержания истца нарушены не были. Также указала, что ФСИН России является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ФКУ СИЗО -1 ГУФСИН России по Новосибирской области Объедкова О.К. возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку условия содержания истца нарушены не были, сведений об отказе истцу в предоставлении медицинской помощи не имеется. Истец не доказал наличие нарушения его прав.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу положений ст.53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.

Компенсация убытков и морального вреда по смыслу положений ст. 12, 15 ГК РФ является способами защиты субъективных гражданских прав и законных интересов, представляет собой гарантированную государством материально-правовую меру, посредством которой осуществляется добровольное или принудительное восстановление нарушенных (оспариваемых) имущественных и личных неимущественных благ и прав.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии с ч.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред /физические или нравственные страдания/ действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Решая вопрос о наличии оснований для гражданско-правовой ответственности ответчиков перед истцами, суд учитывает, что согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определение от 04.06.2009г. № 1005-О-О, по своей юридической природе обязательства, возникающие в силу применения норм гражданско-правового института возмещения вреда, причиненного актами органов власти или их должностных лиц, представляют собой правовую форму реализации гражданско-правовой ответственности, к которой привлекается в соответствии с предписанием закона причинитель вреда (статья 1064 ГК Российской Федерации). В частности, статья 1069 ГК Российской Федерации содержит конкретную норму об ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Применение данной нормы предполагает наличие как общих условий деликтной (т.е. внедоговорной) ответственности (наличие вреда, противоправность действий его причинителя, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя), так и специальных условий такой ответственности, связанных с особенностями субъекта ответственности и характера его действий.

Ответственность за вред, причиненный актами правоохранительных органов и суда, в качестве особого вида деликтного обязательства регламентирует статья 1070 ГК Российской Федерации, согласно которой вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом (пункт 1).

Данная норма, как видно из ее содержания, содержит исчерпывающий перечень незаконных действий, при наличии которых законом в изъятие из общих начал гражданско-правовой ответственности предусмотрено возмещение вреда независимо от вины должностных лиц соответствующих органов с целью реализации гражданско-правовой защиты конституционных прав каждого, прежде всего граждан, на свободу и личную неприкосновенность (статьи 2 и 22 Конституции Российской Федерации), а также на свободу экономической деятельности граждан и их объединений (статьи 8, 34 и 35 Конституции Российской Федерации), если эти права были нарушены актами правоохранительных органов или суда, что повлекло за собой причинение вреда.

За иные незаконные действия органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда государство несет ответственность по правилам ответственности за виновные действия, закрепленным статьей 1069 ГК Российской Федерации.

Таким образом, для удовлетворения исковых требований, истцу необходимо доказать наличие в действиях должностного лица государственного органа – состава гражданского правонарушения (наличие вреда, противоправность действий его причинителя, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя).

Таким образом, из смысла закона следует, что условием удовлетворения требований является факт нарушения конкретного права заявителя, которое требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.

Судебным разбирательством установлено, что осужденный Ромашов А.В. содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области с /дата/ по /дата/ в камере , с /дата/ по /дата/ в камере (л.д.8, 15).

Внутренний распорядок работы ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области регламентирован Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от /дата/ (далее Правила).

Как усматривается из справки по личному делу в спорные периоды истец следовал через ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области транзитом.

Так, Ромашов А.В., осужденный по части статьи УК РФ к году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима /дата/ прибыл транзитом из ФКУ <данные изъяты> через ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области (убыл /дата/).

/дата/ Ромашов А.В., осужденный по части статьи части статьи УК РФ к годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима прибыл из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области на распределение для дальнейшего отбывания наказания.

/дата/ в адрес ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области поступило постановление <данные изъяты> об этапировании Ромашова А.В. в <данные изъяты> на месяца на основании статьи УИК РФ.

года Ромашов А.В. убыл в распоряжение ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области.

В связи с чем суд приходит к выводу, что Ромашов А.В. в указанные выше периоды являлся осужденным со вступившим приговором в законную силу и на него распространялись нормы действующего законодательства, установленные именно для осужденных.

Доводы Ромашова А.В., что условия содержания не соответствовали требованиям закона, поскольку в камере с потолка лилась вода, все стены в камере были покрыты грибком и плесенью, отваливалась штукатурка, имелись мелкие грызуны и мыши, отсутствовала горячая вода. прогулка проводилась менее минут, прогулочные дворики не были оборудованы, туалет не был оборудован надлежащим образом, в камере отсутствовала полка для гигиенических принадлежностей, вытяжка, вентиляция, что установленная лампочка в камере была мощностью вт, установленная железная полка для продуктов была прогнившая, меры для дезинфекции не проводились, питание не соответствовало нормам, мясо и молоко не выдавалось, еда была постной, также в связи с отсутствием врачей он был лишен возможности обращаться с жалобами на состояние здоровья не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Наоборот, как усматривается из Государственного контракта на оказание услуг по дератизации и дезинсекции от /дата/ , заключенного с ООО «Дезцентр-Сибирь-Н» и Государственного контракта от /дата/ , заключенного с ООО «Спектр БИО» в указанные периоды проводилась дератизация и дезинсекция помещений. (л.д.18-28).

Доказательств нарушения санитарно-бытовых условий истец в силу ст. 566 ШПК РФ суду не представил.

Ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определяет, что все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Таким образом, законодатель предусмотрел, что обеспечение камер вентиляционным оборудованием не является обязательным условием.

Как усматривается из пояснений ответчика и третьего лица, а также представленных справок, камеры №, оборудованы согласно приказа Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» от /дата/ .

В камерах имеется водопровод с подачей холодной и горячей воды, который находился и находится в технически исправном состоянии, водоснабжение осуществляется от городских сетей. В соответствии с санитарно-бытовыми нормами температурный режим в камерах поддерживается в пределах °С. Окна камер, оборудованы остекленной деревянной рамой с форточкой, с помощью которой производится естественное проветривание камеры. Кроме того, над входом в каждую камеру имеется две постоянно открытых отдушины размером , предназначенные для естественной вентиляции помещения. Также проветривание камер производится при выводе заключенных на прогулку, где за время их отсутствия двери камер остаются открытыми. В зимний период окна камер выполнены остеклением в две нити.

В камерах установлен стол со скамейками по числу лиц содержащихся в камере. Так же камеры оборудованы шкафом для продуктов, умывальником, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом, вмонтированным в стену, бочком для питьевой воды и подставкой под него, вешалкой для верхней одежды, урной для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды. Санитарный узел расположен в кабине, выполненной из пластиковых панелей от пола до потолка. Кабина с дверью, что обеспечивает изолированность, приватность при использовании санитарного узла. Сантехника находится в исправном состоянии. Также камеры оборудованы приборами системы водяного отопления, штепсельной розеткой для подключения электробытовых приборов. Стены, потолок камеры побелены белой известью. В камерах имеется электрическая лампа мощностью Вт, которая применяется для дневного освещения. Светильник с электрической лампой мощностью Вт, применяется для ночного освещения, с целью обеспечения постоянного надзора за содержащимися в камере лицами. Стены, потолок камеры побелены белой известью.

В камерах № имелись и имеются электрические чайники.

Камеры оборудованы центральным отоплением и отапливаются от собственной газо-дизельной котельной введенной в эксплуатацию /дата/, работающей на природном газе.

Косметический ремонт камер и душевых производится ежемесячно.

При проведений текущего ремонта камер и душевых используются дезинфицирующие и противогрибковые средства, а так же проводится термическая обработка матрацев и постельных принадлежностей, при необходимости и личных вещей. В камеры выдаются дезинфицирующие средства (хлорка разведенная).

По прибытию в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области Ромашов А.В. в соответствие с пунктом Правил был обеспечен спальным местом, постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом, постельным бельем: простынями в количестве х штук, наволочкой, полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей.

Для общего пользования в камеры, в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются:

мыло хозяйственное;

туалетная бумага;

издания периодической печати из библиотеки СИЗО;

настольные игры: шашки, шахматы, домино, нарды;

предметы для уборки камеры;

швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование под контролем администрации).

В соответствии с пунктом 45 Правил не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

В соответствии с пунктом 134 Правил Ромашов А.В. пользовался ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, согласно пункта 136 прогулка проводится на территории прогулочных дворов, прогулочные дворы оборудованы скамейками для сидения и навесами от дождя.

Питание спецконтингента, организовано в соответствии с Приказом Министерства юстиции от /дата/ «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения в совершении преступления, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний». Качество пищи проверяется медицинским работником. В период нахождения в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области Ромашов А.В. был обеспечен трехразовым питанием. Раздача пищи производится из термосов, что позволяет сохранять достаточную температуру пищи в течение длительного времени.

Согласно пункту 10 Правил подозреваемые и обвиняемые, следующие через СИЗО транзитом, принимаются и направляются к местам назначения на основании справок по личным делам и попутных списков, формы которых устанавливаются Инструкцией о работе отделов (групп) специального учета следственных изоляторов и тюрем УИС. При расхождении данных на справке по личному делу с опросом лица, следующего транзитом, дежурный помощник вскрывает личное дело, о чем составляется акт.

В соответствии с пунктом 16 Правил при поступлении в СИЗО подозреваемые и обвиняемые проходят первичный медицинский осмотр и санитарную обработку. Первичный медицинский осмотр, а также необходимое обследование осуществляет дежурный врач (фельдшер) СИЗО с целью выявления больных, требующих изоляции и (или) оказания неотложной медицинской помощи. Результаты осмотра, проведенных лечебно-диагностических мероприятий вносятся в медицинскую амбулаторную карту.

Согласно пункта 127 Правил подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания - к любому сотруднику СИЗО. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый или обвиняемый, обязан принять меры для оказания ему медицинской помощи.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей орг