Номер дела 2-1555/2015 (2-8688/2014;)
Дата суд акта 16 апреля 2015 г.
Категория гражданского дела Социальные споры -> Иные социальные споры
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Безбородова Е. А.
ИСТЕЦ Безбородов В. А.
ОТВЕТЧИК Мэрии города Новосибирска
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Администрация Ленинского района г.Новосибирска
Представитель истца Поручаев В.В.

Р. Ф.

Центральный районный суд <адрес>

630099, <адрес>

Дело № 2-1555/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Чистовой О.В.

При секретаре Стариковой О.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Безбородовой Е. А., Безбородова В. А. к мэрии <адрес> о признании недействительным постановления от 06.11.2012г. №11229, обязании мэрии поставить на учёт в качестве семьи со среднедушевым доходом, ниже величины прожиточного минимума на душу населения на территории <адрес>, для постановки на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

УСТАНОВИЛ:

Безбородова Е.А., Безбородов В.А. после уточнения требований обратились в суд с иском к мэрии <адрес> о признании необоснованным, незаконным и отмене постановления мэрии <адрес> от 06.11.2012г. в части отказа семье истцов в признании малоимущими и о признании семьи истца малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В обосновании иска истцы указали, что в октябре 2012г. обратились с заявлением к администрации <адрес> по вопросу признания семьи малоимущей в целях постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением мэрии <адрес> им отказано в признании малоимущими в связи с тем, что размер располагаемого дохода на состав семьи 5 человек в сумме 810.845,64 руб. больше потребности в средствах на приобретение жилья в сумме 418.566,40 руб. С суммами располагаемого дохода и потребности в средствах на приобретение жилья не согласны, считают, что мэрией <адрес> неправильно оценено имущественное положение семьи, а также неправомерно учтены в расчете средства материнского (семейного) капитала. Согласно предоставленного истцами расчета сумма располагаемого дохода семьи истцов составляет ноль рублей, а сумма потребности в средствах на приобретение жилья составляет 553.106 руб. на 1 человека. По мнению истцов, средства материнского (семейного) капитала в сумме 387.640 руб. при подсчёте дохода учитываться не должны, поскольку получение государственного сертификата на материнский капитал само по себе не свидетельствует об увеличении дохода его получателя, т.к. сертификат является документом, подтверждающим только право и истцы не предпринимали действий по использованию средств материнского капитала. На основании изложенного, истцы просят признать необоснованным, незаконным и отменить постановление мэрии <адрес> от 06.11.2012г. в части отказа Безбородовой Е.А. с членами ее семьи - Безбородовым В.А,, малолетними детьми Безбородовым А.В., 08.08.2000г.р., Безбородовой В.В., 31.07.2006г.р., Безбородовым А.В., 27.09.2011г.р., в признании малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признать Безбородову Е.А. с членами ее семьи - Безбородовым В.А., малолетними детьми Безбородовым А.В., 08.08.2000г.р., Безбородовой В.В., 31.07.2006г.р., Безбородовым А.В., 27.09.2011г.р., малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Истцы Безбородова Е.А., Безбородов В.А. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие(л.д.92), направили представителя Поручаева В.В. действующего на основании ордера от 28.01.2015г., который поддержал требования иска в полном объеме.

Представитель ответчика мэрии <адрес> в лице Гилёвой Н.Г. по доверенности от 26.01.2015г. сроком по 31.12.2015г. просила отказать истцам в удовлетворении исковых требований, заявила ходатайство о пропуске срока на подачу иска.

Третье лицо администрация <адрес> в суд не явилась, о времени и месте разбирательства извещена надлежащим образом.

Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Судом установлено, что в октябре 2012г. истцами было подано заявление в администрацию <адрес> для признания Безбородовой Е.А. с членами ее семьи - Безбородовым В.А., малолетними детьми Безбородовым А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Безбородовой В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Безбородовым А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Постановлением мэрии <адрес> от 06.11.2012г. «О признании граждан малоимущими и об отказе гражданам в признании малоимущими» Безбородовой Е.А. отказано в признании малоимущими, поскольку размер располагаемого дохода в сумме 810.845,64 руб. больше потребности в средствах на приобретение жилья в сумме 418.566,40 руб.(л.д.104-105)

Письмом администрации <адрес> от 19.11.2012г. Безбородовой Е.А. сообщено об отказе в признании малоимущими. (л.д.12)

Как следует из материалов дела, Безбородова Е.А. состоит в браке с Безбородовым В.А.(л.д.14), которые имеют на иждивении малолетних детей, это Безбородов А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Безбородова В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Безбородов А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.15-17)

Безбородова Е.А. не работает, находится в отпуске по уходе за ребенком.(л.д.35)

Безбородов В.А. получает заработную плату, размер которой за период с сентября 2011г. по август 2012г. составил 338.808,08 руб.(л.д.76-78)

Согласно справки отдела пособий и социальных выплат <адрес> пособия на детей не выплачиваются.

При этом в собственности у истцов с членами семьи имеется транспортное средство рыночной стоимостью 282.190 руб.(л.д.81), а также квартира инвентаризационной стоимостью 311.605 руб.

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ право состоять на учете имеют граждане, признанные органами местного самоуправления малоимущими (ст. 49 ЖК РФ) и условия проживания которых позволяют признать их нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ).

Согласно п. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии ст. 8 закона НСО от 04.11.2005г. № 337-ОЗ «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» малоимущими в целях постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма признаются граждане, у которых размер располагаемого дохода меньше потребности в средствах на приобретение жилья. Расчет располагаемого дохода и потребности в средствах на приобретение жилья производится исполнительным органом в соответствии с приложением к настоящему Закону.

В соответствии ст. 10 указанного закона расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, для расчета располагаемого дохода и расчет стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, для расчета потребности в средствах на приобретение жилья в целях признания гражданина малоимущим производится исполнительным органом по месту подачи гражданином заявления о признании его малоимущим и предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном Губернатором НСО.

При расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме. Доходы учитываются в объеме, оставшемся после уплаты всех налогов, в соответствии с законодательством РФ.

Виды доходов, учитываемые исполнительным органом при расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания гражданина малоимущим, порядок учета указанных доходов, а также виды доходов, исключаемые из общей суммы доходов, определяются Губернатором НСО.

В силу п. ДД.ММ.ГГГГ Порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, утвержденного Постановлением губернатора НСО от 26.12.2005г. № 678, в доход, учитываемый при расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, учитываются денежные эквиваленты полученных гражданами социальных гарантий, установленных органами государственной власти РФ.

Из материалов дела следует, что при определении размера доходов Безбородовой Е.А. и членов ее семьи для целей признания малоимущими мэрией <адрес> были учтены средства материнского (семейного) капитала в размере 387.640 руб., с учетом этой суммы доход истцов с членами семьи составил 810.845,64 руб.

В соответствии ст. 2 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006г. № 256-ФЗ дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом; материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом; государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

В соответствии ст. 7 указанного закона распоряжаться средствами материнского капитала в полном объеме или по частям указанные в законе лица могут путем улучшения жилищных условий, получения образования ребенком (детьми), формированием накопительной части трудовой пенсии (для женщин). Данная процедура реализуется подачей заявления в территориальный орган пенсионного фонда по истечении трех лет со дня рождения второго, третьего или последующего ребенка либо в любое время со дня рождения второго, третьего или последующего ребенка в случае необходимости использования средств материнского капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения.

Таким образом, получение гражданами государственного сертификата, дающего право при определенных условиях воспользоваться государственной поддержкой, само по себе не свидетельствует об увеличении дохода его получателя, поскольку сертификат является именным документом, только подтверждающим право.

Из смысла п. «а» ст. 7 указанного закона материнский капитал, как государственная социальная гарантия может учитываться как доход граждан только в том случае, когда данный капитал был реально использован лицом, получившим сертификат, на улучшение жилищных условий, получения образования, формированием накопительной части трудовой пенсии для женщин.

Глава 23 НК РФ делит все доходы на учитываемые для целей налогообложения (ст. 208) и не учитываемые при налогообложении (п. 2, 5 ст. 208, ст.ст. 215, 217). В перечне доходов, не подлежащих налогообложению в ст. 217 НК РФ указаны, в частности, государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. К пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам (п. 1 ст. 217 НК РФ).

Средства материнского капитала по своей природе не являются обычными государственными пособиями, выплатами или компенсациями, поскольку направляются для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Фактически государство частично принимает на себя бремя расходов таких семей. Средства материнского капитала не облагаются налогом на доходы физических лиц и не указаны в числе доходов, как учитываемых для целей налогообложения, так и не учитываемых для таких целей.

В соответствии абз. 5 пп. 2 п. 1 ст. 219, п. 5 ст. 220 НК РФ средства материнского капитала учитываются для целей налогообложения только при решении вопроса о предоставлении гражданину социального и имущественного налогового вычета и только в случае фактического использования (распоряжения) средств материнского капитала.

Из материалов дела следует, что при определении совокупного дохода семьи истцов ответчиками учтены средства материнского (семейного) капитала, а без учета этих средств сумма совокупного дохода истцов с членами семьи за расчетный период не превышает потребность в средствах на приобретение жилья в сумме 418.566,40 руб., что не давало оснований для отказа в признании Безбородовой Е.А, с членами ее семьи малоимущими.

Доказательств использования Безбородовой Е.А. средств материнского (семейного) капитала суду не предоставлено.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что постановление мэрии <адрес> от 06.11.2012г. в части отказа в признании Безбородовой Е.А. с членами семьи малоимущими является незаконным, необоснованным и подлежит отмене, а исковые требования о признании Безбородовой Е.А. с членами ее семьи Безбородовым В.А,, малолетними детьми Безбородовым А.В., 08.08.2000г.р., Безбородовой В.В., 31.07.2006г.р., Безбородовым А.В., 27.09.2011г.р., малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются законными и обоснованными.

С доводом ответчика о том, что истцы пропустили срок на обращение в суд с иском суд также не согласен.

В соответствии со ст. 254-256 ГПК РФ гражданин вправе обратится в суд с заявлением об оспаривании решений органов местного самоуправления в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Довод представителя мэрии <адрес> о том, что письмо <адрес> истцы получили в ноябре 2012г., таким образом срок для обжалования постановления от 06.11.2012г. пропущен необоснован.

В обоснование своей позиции представитель мэрии <адрес> представила копию реестра (л.д.94) из которого видно что <адрес> 19.11.2012г. истцу Безбородовой Е.А. письмо(л.д.93-94), однако из данного реестра не видно получила ли данное отправление Безбородова Е.А.

Доказательств того, что истцы получили оспариваемое постановление в ноябре 2012г.. ответчики суду не представили.

Как указал представитель истцов (л.д.117 т.1) впервые о данном постановлении истцы узнали в октябре 2013г., а 04.10.2013г. истцы уже обратились в суд, таким образом срок для обращения в суд истцами не пропущен.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 192-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования Безбородовой Е. А., Безбородова В. А..

Признать незаконным и отменить постановление мэрии <адрес> от 06.11.2012г. в части отказа Безбородовой Е. А. с членами её семьи Безбородовым В. А., малолетними детьми Безбородовым А. В. 08.08.2000г.р., Безбородовой В. В. 31.07.2006г.р., Безбородовым А. В. 27.09.2011г.р. в признании малоимущими в целях постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Признать Безбородову Е. А. с членами её семьи Безбородовым В. А., малолетними детьми Безбородовым А. В. 08.08.2000г.р., Безбородовой В. В. 31.07.2006г.р., Безбородовым А. В. 27.09.2011г.р малоимущими для постановки на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Новосибирский областной суд с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья О.В. Чистова