Номер дела | 2-2277/2015 ~ М-1990/2015 |
Дата суд акта | 2 августа 2015 г. |
Категория гражданского дела | Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Гайнетдинова Г. А. |
ОТВЕТЧИК | Администрация Кировского р-на |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Правительство Новосибирской области |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство социального развития Новосибирской области |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Комиссарова С.А. |
Представитель истца | Шмакова Ю.А. |
Представитель и+о? | Саулина К.С. |
Дело № 2-2277/2015
Поступило в суд 01.06.2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2015 годаг. Новосибирск
Кировский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьиЧеркасовой О.В.,
При секретареАникиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайнетдиновой Галины Александровны, действующей в интересах несовершеннолетней фио1, к администрации Кировского района г.Новосибирска об установлении факта невозможности проживания и включении в список детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Гайнетдинова Г.А., действуя в интересах несовершеннолетней фио1, опекуном которой она является, обратилась в суд с вышеуказанным иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в обоснование своих требований указав, что родители фио1 – фио2 и фио3 лишены в отношении дочери родительских прав. фио1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ она, как законный представитель, подала в администрацию Кировского района г. Новосибирска заявление о включении фио1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Приказом главы администрации Кировского района г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ во включении фио1 в Список было отказано в связи с тем, что межведомственной комиссией по установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях было отказано в установлении данного факта. Считает данный отказ незаконным, поскольку межведомственной комиссией незаконно отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, собственником которого фио1 является. В жилом помещении по адресу: <адрес>, собственником <данные изъяты> долей которого является фио1, зарегистрирована и проживает её мать, лишенная в отношении неё родительских прав.
На основании изложенного истец Гайнетдинова Г.А. просила суд установить факт невозможности проживания фио1 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, и обязать Администрацию Кировского района г.Новосибирска Новосибирской области включить фио1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми по договору специализированного найма.
В судебном заседании истец Гайнетдинова Г.А., представитель истца Шмакова Ю.А., действующая на основании ордера, исковые требования поддержали. Доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердили. Просили иск удовлетворить.
Третье лицо на стороне истца фио1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, согласно письменному заявлению просила рассмотреть дело в её отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика – Администрации Кировского района г.Новосибирска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменных возражениях просил в удовлетворении иска отказать, так как решение межведомственной комиссии по установлению факта невозможности проживания в жилом помещении в течение трёх месяцев заявителем не обжаловано, приказ администрации принят на основании решения межведомственной комиссии.
Представитель третьего лица - Правительства Новосибирской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно письменному заявлению просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица – Министерства социального развития Новосибирской области Саулина К.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования в части установления факта невозможности проживания полагала обоснованными и подлежащими удовлетворению. В связи с тем, что приказ администрации об отказе во включении в Список принят в соответствии с решением межведомственной комиссии, полагала, что требования об обязании администрации включить фио1 в Список заявлены преждевременно.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленный иск подлежит удовлетворению, и исходит при этом из следующего.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона, участвующая в деле, должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.
Копия свидетельства о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что фио1 родилась ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении № №. В графе мать указана – фио2, в графе отец – фио3 (л.д.10).
Из копии решения Кировского районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что фио2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери фио1 (л.д. 12).
Из копии решения Кировского районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что фио3 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери фио1 (л.д. 13).
Из копии Распоряжения администрации Кировского района г. Новосибирска № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Гайнетдинова Галина Александровна назначена опекуном над несовершеннолетней фио1, за несовершеннолетней фио1 закреплено право пользования жилым помещением в <данные изъяты> квартире <адрес> (л.д. 14).
Выписка из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что фио1 состояла на регистрационном учете по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56).
Из копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира по <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Гайнетдиновой Г.А. в размере ? доли, фио4 в размере ? доли, фио5 в размере ? доли (л.д. 63).
Распоряжением администрации Кировского района г. Новосибирска № от ДД.ММ.ГГГГ Гайнетдиновой Г.А. разрешена продажа квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, при условии покупки квартиры по адресу: <адрес> (л.д. 59).
Согласно копии договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартира <адрес>, где за несовершеннолетней фио1 было закреплено право пользования, была продана (л.д. 64).
Из копии договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Гайнетдинова Г.А. купила у фио6 квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 62).
Право собственности Гайнетдиновой Г.А. на указанную квартиру подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61).
Копия выписки из домовой книги подтверждает, что фио1 зарегистрирована по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства своего опекуна Гайнетдиновой Г.А. (л.д. 58).
Одновременно с приобретением квартиры по <адрес> в собственность фио2 и фио1 была приобретена доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в размере по <данные изъяты> каждой, что подтверждается копией договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27, 26).
ДД.ММ.ГГГГ Гайнетдинова Г.А. как законный представитель несовершеннолетней фио1 обратилась в Администрацию Кировского района г.Новосибирска с заявлением о включении фио1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 19).
Согласно копии приказа главы администрации Кировского района г.Новосибирска № № от ДД.ММ.ГГГГ фио1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.17).
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 8 Закона № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 указанного закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
Обозначенным Законом Новосибирской области государственные полномочия Новосибирской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
В соответствии с п. 1.2 Порядка включения в список (исключения из списка) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, утвержденного Постановлением мэрии города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № 7889, формирование списка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п.1.3 указанного Порядка, прием заявлений о включении в список (далее - заявление) осуществляется администрациями районов (округа по районам) города Новосибирска (далее - администрация).
В соответствии с п. 1.4 Порядка включения в список (исключения из списка) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, утвержденного Постановлением мэрии города Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № 7889, в Список включаются лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей которые не являются собственниками жилых помещений; являются собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истцу Гайнетдиновой Г.А. с целью реализации права фио1 на обеспечение жилым помещением было необходимо установить факт невозможности проживания в жилом помещении, собственником доли в праве общей долевой собственности на которое она является.
Из копии акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии пол установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, следует, что фио1 отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по <адрес> поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее (зарегистрированное по месту жительства), более учетной нормы (13,152 кв. м.), гражданка не проживает в указанном жилом помещении с лицами, лишёнными родительских прав (л.д. 22, 23).
Суд не может согласиться с законностью принятого решения, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Новосибирской области № 331-ОЗ от 05.06.2013, установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, осуществляется межведомственной комиссией, созданной в порядке, установленном Правительством Новосибирской области.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 указанного Закона НСО, Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным в связи с наличием одного из обстоятельств, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с п. 4 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации)
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что фио1 является собственником <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение по &