Номер дела 2-164/2016 (2-5890/2015;) ~ М-5756/2015
Дата суд акта 24 января 2016 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Волгина Е. Р.
ОТВЕТЧИК Администрация Октябрьского района г.Новосибирска
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Правительство НСО
Представитель истца Журавлев И.С.
Представитель ответчика Манохина Е.Н.
Представитель и+о? Петросян Е.О.

Дело № 2-164/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25.01.2016 г.г. Новосибирск

Октябрьский районный суд г.Новосибирска в составе:

председательствующего судьиНосковой Н.В.

при секретареВиляйкиной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгиной Е.Р. к Администрации Октябрьского района г.Новосибирска о признании приказа незаконным и его отмене, восстановлении в очереди

у с т а н о в и л:

Волгина Е.Р. обратилась в суд с указанным иском, в котором просит признать приказ Администрации Октябрьского района г.Новосибирска от /дата/ незаконным, отменить данный приказ, обязать Администрацию Октябрьского района г.Новосибирска восстановить истца в льготной очереди реабилитированных лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование иска указав, что за истцом было признано право на реабилитацию на основании ст. 11 п. «в» ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий», в связи с чем ей было выдано свидетельство от /дата/ на получение льгот. Приказом Администрации Октябрьского района г.Новосибирска от /дата/ истец была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в льготной очереди реабилитированных лиц.

/дата/ приказом Администрации истец была исключена из данной очереди лиц, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решением Октябрьского районного суда г.Новосибирска от /дата/ данное решение было признано незаконным и отменено. Кроме этого решением суда ответчик был обязан восстановить истца в льготной очереди реабилитированных под , состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В период восстановления ее в льготной очереди ее очередь стала под . Однако, Администрация Октябрьского района г.Новосибирска издала новый приказ от /дата/, которым истец повторно была исключена из льготной очереди реабилитированных. При этом полагала, что данный приказ не может ухудшать ее права, установленные ранее, в связи с чем она вынуждена была обратиться в суд.

В судебное заседание истец Волгина Е.Р. не явилась, была извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении, уважительных причин неявки суду не представила.

Представитель истца Журавлев И.С. доводы иска поддержал, просил иск удовлетворить, дополнительно суду указав, что право Волгиной Е.Р. было подтверждено решением суда от /дата/, на основании которого за истцом было признано право состоять в указанной очереди, просил учесть что истец является нуждающейся в улучшении жилищных условий, является пенсионером, <данные изъяты>. Просил учесть, что до /дата/ года на основании приказа Администрации истец состояла в данной очереди начиная с /дата/, которая с указанного периода, признало ее право состоять в указанной очереди, что лишило ее права воспользоваться иными жилищными льготами, предусмотренными для реабилитированных лиц.

Представитель ответчика Администрации октябрьского района г.Новосибирска Манохина Е.Н., действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения исковых требований, суду указав, что приказом Администрации Октябрьского района г.Новосибирска от /дата/ истец была исключена из льготной очереди реабилитированных лиц. Основанием к данному приказу послужило следующее.

В соответствии со ст.ст. 13,16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ действующей на момент постановки Волгиной Е.Р. на учет приказом от /дата/ (/дата/) признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.

Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

При этом ст.ст.13, 16 данного закона в редакции, действующей до указанных изменений (до 01.01.2005 года) было установлено, что признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей имеют право на первоочередное получение жилья.

Реабилитированные лица и члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное получение жилья, а проживающие в сельской местности - на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья.

При этом право на постановку на учет истца на внеочередное предоставление жилых помещений с правом включения в отдельные списки, в случаях, предусмотренных законом было предусмотрено ст.ст. 33,37 Жилищного Кодекса РСФСР (в редакции от 20.07.2004 года).

Таким образом, установлено, что положения статей 13 и 16 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» о первоочередном предоставлении жилых помещений реабилитированным утратил силу с /дата/. В связи с чем Волгина Е.Р. была поставлена на учет нуждающихся в жилье с /дата/, то есть норма о первоочередном предоставлении жилья уже не действовала.

В настоящее время закон не содержит указания на порядок предоставления жилья реабилитированным лицам.

Также и Закон Новосибирской области от 29.12.2004 N 253-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области" (принят Постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 23.12.2004 N 253-ОСД) (Далее закон № 253-ОЗ).,не предусматривал предоставления жилого помещения реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также членам их семей в первоочередном порядке, устанавливая иные социальные льготы.

В связи с чем полагала, что в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать, поскольку на момент постановки ее в льготную очередь действующим законодательством предоставление жилого помещения в первоочередном порядке для вышеуказанной категории реабилитированных лиц предусмотрено не было, в связи с чем данная очередь отсутствовала и оснований для включения в указанную льготную очередь истца не имелось.

Представитель Правительства Новосибирской области Петросян Е.О. в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому просил дело рассмотреть в его отсутствие, возражал в удовлетворении иска по вышеизложенным мотивам.

Оценив в совокупности доказательства по делу, объяснения сторон, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст.ст. 13,16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ действующей на момент постановки Волгиной Е.Р. на учет приказом от /дата/ (/дата/) признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.

Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

При этом ст.ст.13, 16 данного закона в редакции, действующей до указанных изменений (до 01.01.2005 года) было установлено, что признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей имеют право на первоочередное получение жилья.

Реабилитированные лица и члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное получение жилья, а проживающие в сельской местности - на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья.

При этом право на постановку на учет истца на первоочередное предоставление жилых помещений с правом включения в отдельные списки, в случаях, предусмотренных законом было предусмотрено ст.ст. 33,37 Жилищного Кодекса РСФСР (в редакции от 20.07.2004 года).

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее:

Решением Октябрьского районного суда г.Новосибирска от /дата/ было постановлено: Исковое заявление Волгиной Е.Р. к Администрации Октябрьского района г. Новосибирска об оспаривании решения главы Администрации Октябрьского района г. Новосибирска об исключении из льготной очереди реабилитированных – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение главы Администрации Октябрьского района г. Новосибирска, содержащееся в пункте 1.9 приказа от /дата/ об исключении Волгиной Е.Р. из льготной очереди, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию Октябрьского района г. Новосибирска восстановить Волгину Е.Р. в льготной очереди реабилитированных под , состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Также материалами дела и вышеуказанным решением суда, имеющим преюдициальное значение было установлено, что мать истца фл1 проживавшая в <данные изъяты> в году была выселена по национальному признаку (немка) из <адрес> в <адрес>. В /дата/ году фл1 была поставлена на учета в спецпослении в <адрес>, <адрес> Во время нахождения на учете в спецпоселении фл1 в /дата/ г. родилась истец, за которой согласно справки № от /дата/ было признано право на реабилитацию на основании ст.1.1 и п.«в» ст.3 ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий».

/дата/ истцу было выдано свидетельство на получение льгот как реабилитированного лица.

/дата/. истец была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в льготной очередь реабилитированных под .

/дата/. п.1.9 приказа ответчика от /дата/. истец, которая была учтена на текущий момент под , была исключена из льготной очереди реабилитированных на основании п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ (утрата гражданином оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма) и п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет).

Проверив законность данного приказа, суд не усмотрел законных оснований для снятия истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу п.2 ч.1 и п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, в связи с чем признал незаконным и отменил решение главы Администрации Октябрьского района г. Новосибирска, содержащееся в пункте 1.9 приказа от /дата/. об исключении Волгиной Е.Р. из льготной очереди, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также обязал Администрацию Октябрьского района г. Новосибирска восстановить Волгину Е.Р. в прежней очередности, существовавшей на момент ее исключения из льготной очереди реабилитированных под , состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Приказом от /дата/ -од Волгина Е.Р. восстановлена в льготной очереди реабилитированных под , состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Приказом Администрации Октябрьского района г.Новосибирска от /дата/ истец была исключена из льготной очереди реабилитированных лиц.

Суд полагает данные действия администрации незаконными, исходя из следующего.

Так, в соответствии со ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В связи с чем суд приходит к выводу, что вышеуказанным решением суда, были подтверждены законность и обоснованность нахождения истца на учете, установлено ее право на предоставление ей жилого помещения в первоочередном порядке, в связи с чем доводы ответчика об обратном суд признает несостоятельными.

При этом определением Конституционного Суда РФ от 21.02.2008 N 106-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Пяткина Сергея Львовича на нарушение его конституционных прав статьей 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и положениями Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2001 год" и "О федеральном бюджете на 2002 год" было установлено, что ст. 13 Закона «О реабилитации» после внесения в нее изменений с 01.01.2005 года по-прежнему гарантирует восстановление жилищных прав как реабилитированных лиц, утративших жилое помещение в связи с репрессиями, так и членов их семей, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, и сама по себе не исключает возможность сохранения в законодательстве субъектов Российской Федерации положений о первоочередном порядке предоставления жилых помещений указанной категории граждан.

Кроме того согласно ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

В рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусматривает, что жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации могут предоставляться по договорам социального найма определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, закрепленном в том числе законами субъектов Российской Федерации.

Порядок восстановления жилищных прав реабилитированных лиц в форме субсидий был установлен Законом Новосибирской области «О предоставлении отдельным категориям граждан субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в Новосибирской