Номер дела | 2-1274/2012 ~ М-748/2012 |
Дата суд акта | 7 ноября 2012 г. |
Категория гражданского дела | Споры из нар. пенс. зак. - иски физ.лиц к Пенсионному фонду РФ |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Харитонова Т. М. |
ОТВЕТЧИК | ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Калининском районе г.Новосибирска |
Представитель ответчика | Яровая И.В. |
Дело № 2-1274/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 ноября 2012 года г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска в с о с т а в е :
Председательствующего судьи Посуховой Н.П.
С участием адвоката Селютина А.Ю.
При секретаре Знатковой В.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харитоновой Татьяны Михайловны к УПФР в Калининском районе г. Новосибирска об оспаривании решения, о включении в специальный трудовой стаж периодов работы, об обязании назначить досрочно трудовую пенсию по старости,
у с т а н о в и л :
Харитонова Т.М. первоначально обратилась в суд с иском УПФР в Калининском районе г.Новосибирска, в котором просит признать незаконным решение УПФР в Калининском районе г.Новосибирска № 030796 от 10.01.2012г., включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы: 05.03.1981г.-03.09.1986г. = 05л. 05м. 29дн. - в должности фельдшера на Городской станции скорой и неотложной медицинской помощи, наименование учреждения не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения; 04.09.1986г.-01.04.1987г. = 00л. 06м. 28дн. - в должности заведующего Приобским ФАПом; 03.04.1987г.-15.05.1987г. = 00л. 01м. 13дн. - в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде на Станции скорой и неотложной медицинской помощи; 16.05.1987г.-14.05.1989г. = 01г. 11м. 29дн. - в должности фельдшера скорой медицинской помощи на Станции скорой и неотложной медицинской помощи; 24.06.1989г.-02.09.1989г. = 00л. 02м. 25дн. - в должности фельдшера скорой и неотложной медицинской помощи; 17.09.1089г.-11.12.1990г. = 01г. 02м. 25 дн. - в должности фельдшера скорой и неотложной медицинской помощи на Станции скорой и неотложной медицинской помощи; 26.12.1990г.-31.12.1992г. = 02г. 00м. 05дн. - в должности фельдшера скорой и неотложной медицинской помощи на Станции скорой и неотложной медицинской помощи; 12.08.1997г.-11.05.1998г. = 00л. 09м. - в должности фельдшера по приему вызовов в Новосибирской муниципальной станции скорой медицинской помощи; 15.05.1989г.-23.06.1989г. = 00л. 01м. 09дн. - период курсов повышения квалификации; 09.09.1996г.-21.10.1996г. = 00л. 01м. 13дн. - период курсов повышения квалификации; 05.09.2001г.-19.10.2001г. = 00л. 01м. 25дн. - период курсов повышения квалификации. Подсчет дней произведен неверно в решении, так как составляет - 00л. 01м. 15 дн., что истица просит учесть при подсчете рабочего стажа для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; 11.01.2006г.-11.04.2006г. = 00л. 03м. 01 дн. - период курсов повышения квалификации; 13.01.2011г.-15.02.2011г. = 00л. 01м. 03дн. - период курсов повышения квалификации, итого: 13 лет 01 месяц 11 дней; включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период работы в должности фельдшера в анестезиолого - реанимационной выездной бригаде в специальном льготном исчислении как год за один год и шесть месяцев с 18.11.2004 г.-10.01.2006 г. = 01г. 01м. 23 дн., 12.04.2006г.-12.01.2011г. = 04г. 09м. 01дн., 16.02.2011г.-08.11.2011г. = 00л. 08м. 22дн., итого: 6 лет 07 месяцев 15 дней, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991г., обязать УПФР в Калининском районе г.Новосибирска назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 08.11.2012г. В обоснование иска Харитонова Т.М. ссылается на то, что она является медицинским работником и имеет стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения более 30 лет, согласно пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», имеет право на назначение трудовой пенсии по старости. 08.11.2011г. истица обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии, представив документы, необходимые для подтверждения трудового стажа: копию трудовой книжки, справки, копии приказов, копии штатного расписания. Решением УПФР в Калининском районе г.Новосибирска № 030796 от 10.01.2012г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В ходе рассмотрения заявления при исчислении стажа были применены два порядка исчисления стажа. По первому порядку, ответчик пришел к выводу, что у истицы есть наличие стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на дату обращения который составляет 28 лет 5 месяцев 11 дней, в тоже время ответчик указал, что по второму порядку исчисления у истицы есть наличие стажа дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на дату обращения который составляет: 18 лет 3 месяца 4 дня. При исчислении стажа по обоим порядкам не были засчитаны периоды прохождения курсов повышения квалификации, периоды отпуска без содержания, периоды работы в должности заведующего Приобским ФАПом, при этом ответчик руководствовался формальными соображениями - отсутствие штатного расписания, отсутствие должностей в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.12.2002г. № 781, не предусмотрено номенклатурой учреждений здравоохранения. Данное решение счи- тает незаконным, поскольку право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ. Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, в разделе «Наименование должностей» предусмотрена должность фельдшера. По состоянию на 31.12.2001г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999г. «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», предусматривающим должность фельдшера. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, как и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, в графе «Наименование учреждений» предусмотрены больницы всех наименований, в том числе, районная больница. В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ № 1066, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии с утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. В данный список включены врачи и средний медицинский персонал не зависимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Согласно записям в трудовой книжке, истица с 04.09.1986г. по 01.04.1987г. осуществляла лечебную деятельность в должности заведующей Приобским ФАПом, фельдшера в Приобском фельдшерско-акушерском пункте (приказ от 02.09.1986г. № 55). На основании приказа № 55 от 02.09.1986г. в трудовую книжку внесено изменение о приеме, согласно которому истица принята на должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, фельдшером в Приобский ФАП, также на данный период работы представлена справка, выданная МУЗ «Новосибирская Центральная районная больница» от 28.09.2011г. № 54/052-02, согласно которой должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом относится к среднему медицинскому персоналу на основании штатного расписания. Положением о фельдшерско-акушерском пункте, установленным Приказом Минздрава СССР № 1000 от 23.09.1981г., в ФАП была предусмотрена должность заведующего ФАП- фельдшера с возложением обязанностей как организации работы ФАП, так и оказания медицинской помощи населению. Основной деятельностью на ФАПе была деятельность фельдшера по оказанию медицинской помощи населению, за заведование ФАПом истица получала доплату. Работа проводилась в сельской местности, т.е. в Новосибирском районе, что дает право на льготное исчисление стажа в расчете 1 год 3 месяца за 1 год. Согласно п.11 ч.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», с учетом Постановления КС РФ № 11-П от 03.06.2009г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Согласно записям в трудовой книжке, истица с 05 марта 1981 года по день обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии, осуществляла лечебную деятельность в МБУ «Станция скорой медицинской помощи» города Новосибирска, за исключением периода с 04.09.1986г. по 01.04.1987г. - 00л 06м 28дн. - в должности заведующего Приобским ФАПом, при этом с 05.03.1981г. по 03.09.1986г. занимала должность фельдшера; с 04.09.1986г. по 01.04.1987г. - заведующей Приобским ФАПом, фельдшером; с 03.04.1987г. и по настоящее время - фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, старшего фельдшера, фельдшера скорой неотложной медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи, фельдшера в анестезиолого-реанимационной выездной бригаде скорой медицинской помощи в МБУ «Станция скорой медицинской помощи» города Новосибирска. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении о 18.07.200г. № 197-0 и постановлении от 03.06.2004года в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (так же как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в прежнем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. Различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Тождественность выполняемых функций, условий и характера деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, периодов работы может быть установлена судами общей юрисдикции. В соответствии с п.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
Истицей неоднократно уточнялись исковые требования (л.д.82-87,119-121), просит признать незаконным решение УПФР в Калининском районе г.Новосибирска № 030796 от 10.01.2012г., включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы: с 04.09.1986г. по 01.04.1987г. – 08 мес. 28 дн. в должности заведующего Приобским ФАПом, с 12.08.1997г. по 11.05.1998г. – 09 мес. в должности фельдшера по приему вызовов в Новосибирской муниципальной станции скорой медицинской помощи, обязать назначить трудовую пенсию по старости с 08.11.2011г.
В судебном заседании истица Харитонова Т.М. уточнила иск (л.д.122), просит включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы с 04.09.1986г. по 01.04.1987г. - 9 месяцев в льготном исчислении в должности заведующего Приобским ФАПом; с 12.08.1997г. по 11.05.1998г. - 9 месяцев в должности фельдшера по приему вызовов в Новосибирской муниципальной станции скорой помощи, итого 1 год 6 месяцев, обязать УПФР в Калининском районе г.Новосибирска назначить трудовую пенсию по старости с 16.03.2012г. Обоснование иска поддержала. Пояснила, что просит обязать ответчика назначить пенсию с момента предъявления иска в суд, общий стаж для назначения досрочной пенсии на 16.03.2012г. составит 30 лет 4 месяца 10 дней.
Представитель ответчика УПФР в Калининского районе г.Новосибирска - Яровая И.В., действующая по доверенности № 40 от 02.04.2012г. сроком по 31.12.2012г. (л.д.90), в судебном заседании иск не признала. Представила письменные объяснения по иску (л.д.67-69), которые поддержала в судебном заседании. Пояснила, что фельдшером, заведующей Приобским ФАПом истица работала, вызовы принимала, фактически работу выполняла, зарплату получала, однако, неправильно был оформлен приказ. Номенклатурой не предусмотрены должности заведующий ФАПом и фельдшер по приему вызовов.
Выслушав объяснения истицы, представителя ответчика, изучив письменные материалы, суд приходит к выводу, что заявленный иск Харитоновой Т.М. обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пунктов 2 и 3 вышеприведенной нормы, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 указанной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П установлено, что нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации прав на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правого регулирования.
Следовательно, исчисление стажа на период работы до 1 января 2002 г. может производиться с учетом норм Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», где условия, определяющие право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были определены ст.81 вышеназванного Закона, которая также предусматривала право на досрочную пенсию в связи с лечебной работой при выслуге не менее 30 лет в городах.
В период действия Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» для исчисления пенсии по ст.81 Закона применялся Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дате право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991г. № 464.
В п.1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 (ред. от 22.09.1993) "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постанов-лением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, в разделе «Наименование должностей» указаны долж-ности - заведующий: фельдшерско - акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинс-кая сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер,
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=6185E32166A30BD569DF23E41594C99CC0B6B53DE4FD1868948E55778D27DB48289D3232670B8FU8bAI" Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления; Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 199