Номер дела 2-1308/2016 ~ М-725/2016
Дата суд акта 21 марта 2016 г.
Категория гражданского дела О защите прав потребителей -> из договоров с финансово-кредитными учреждениями -> в сфере услуг кредитных организаций
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
ИСТЕЦ Сорокин Е. В.
ОТВЕТЧИК АО "Банк Русский Стандарт"
Представитель ответчика Банк Р.С.

Дело

Поступило в суд: 24.02.2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Кировский районный суд <адрес> в составе:

СудьиБычковой О.Л.

При секретареКристосовой О.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокина Е. В. к АО «Банк Р. С.» об истребовании документов,

У С Т А Н О В И Л:

Сорокин Е.В. обратился в суд с вышеуказанным иском. В обосновании заявленных требований истец указал, что между истцом и АО «Банк Р. С.» был заключен кредитный договор на выпуск кредитной карты . По условиям данного договора кредитор открыл текущий счет в рублях и обязался осуществлять его обслуживание. Истец в свою очередь обязался возвратить кредитору полученные денежные средства и выплатить проценты за их пользование на условиях указанных в договоре. В связи с начислением незаконных платежей, истец как потребитель не обладает полной и достоверной информацией по кредитному договору. <данные изъяты>. истцом в адресу АО «Банк Р. С.» была направлена претензия об истребовании копий документов по кредитному делу заемщика в число которых входят: копия договора на выпуск кредитной карты, копия приложений к договору на выпуск кредитной карты, копия графика платежей, расширенная выписка по лицевому счету ввиду их отсутствия у заемщика. Однако, ответа на вышеуказанную претензию истец так и не получил. Следовательно, банком были нарушены положение ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией самим клиентам и иным указанным в законе специальным субъектам.

На основании изложенного, истец просит суд обязать АО «Банк Р. С.» предоставить истцу копии документов по кредитному делу заемщика Сорокина Е. В., находящиеся в АО «Банк Р. С.» а именно: копию договора на выпуск кредитной карты ; копию приложений к договору на выпуск кредитной карты ; копию графика платежей; расширенную выписку по лицевому счету с момента заключения договора на момент подачи искового заявления в суд.

В судебное заседание истец Сорокин Е.В. не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.5).

Представитель ответчика АО «Банк Р. С.» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, по исковым требованиям возражал, по доводам изложенным в письменном отзыве.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из претензии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сорокин Е.В. обращался в АО «Банк Р. С.» с требованием предоставить копии документов, а именно: копию договора на выпуск кредитной карты ; копию приложений к договору на выпуск кредитной карты ; копию графика платежей; расширенную выписку по лицевому <данные изъяты>

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия.

В соответствии со ст. 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1).

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в частности, цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы (п. 2).

Истец запрашивал у ответчика не информацию, предусмотренную ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", обеспечивающую возможность правильного выбора услуги, а требовал предоставить ему копии документов, часть которых касается не выбора услуги, а ее исполнения. С учетом изложенного не основаны на законе доводы истца о нарушении ответчиком требований ст. ст. 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", предусматривающие обязанность предоставить информацию об услуге в определенный срок.

В силу п. 1 ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. (п. 2).

Аналогичные положения содержатся и в ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 395-1 "О банках и банковской деятельности", согласно которой кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Законом установлена ответственность за разглашение банком (то есть передачу иным лицам) указанной информации, составляющей в силу ст. 857 ГК РФ банковскую тайну.

Банковская тайна предоставляет собой один из законодательно установленных видов ограничения доступа к определенной категории сведений о клиентах, формирующихся в кредитной организации в процессе осуществления банковской деятельности. Таким образом, все сведения о клиентах банка, которые стали известны банку в процессе обслуживания клиентов, в том числе паспортные данные физического лица, сведения о семейном положении и т.п., хранящиеся в деле клиента, сведения о содержании и условиях кредитного договора и договора об обеспечении исполнения обязательств и т.д. составляют банковскую тайну, при этом не является исключением информация о клиенте, которая в соответствии с законодательством является общедоступной. Несмотря на открытый характер такой информации, ее нахождение в банке придает ей статус "информации о клиенте", и, следовательно, свободный доступ к такой информации ограничен режимом банковской тайны.

Для соблюдения и защиты прав клиентов, гарантии тайны банковского счета, вклада, операций по счету и сведений о клиенте банками, в том числе, в соответствии с «Положением об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»(утв. Банком России ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> организация обязана идентифицировать лицо, находящееся у нее на обслуживании.

В силу прямого требования закона договор банковского обслуживания и приложения к нему, график платежей, выписка по лицевому счету, содержащие информацию о банковском счете, операций по нему и сведений о клиенте, могут быть предоставлены банком только самому заемщику либо его представителю при предъявлении документов, удостоверяющих личность и полномочия (в случае обращения представителя заемщика), что предполагает непосредственное обращение указанных лиц в банк.

Материалы дела не содержат сведений о том, что заемщик лично или через представителя обращался по месту нахождения юридического лица либо в любое отделение банка, его филиал или представительство, и ему было отказано в получении документов.

Претензия, содержащая запрос на выдачу кредитных документов, была направлена в банк посредством почтового отправления. Доказательств получения банком названной претензии Сорокин Е.В. не представил в материалы дела.

При этом, в случае получения претензии истца, у АО «Банк Р. С.» имелись основания к отказу в предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, поскольку, в указанном случае, у кредитного учреждения отсутствовала возможность идентифицировать клиента. Истец не лишен права лично обратиться в отделение банка с заявлением для получения интересующей его информации.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, истец не исполнил процессуальной обязанности по представлению доказательств в подтверждение своей позиции.

Доказательств, свидетельствующих о совершении ответчиком действий, нарушающих права истца как потребителя банковских услуг, и повлекших для истца неблагоприятные последствия, в материалах дела не содержится.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Сорокина Е. В. к АО «Банк Р. С.» об истребовании документов - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кировский районный суд <адрес>.

Решение изготовлено в окончательной форме 22.03.2016г.

Председательствующий: подпись

Копия верна:

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела Кировского районного суда <адрес>.

На ДД.ММ.ГГГГ решение в законную силу не вступило.

СудьяБычкова О.Л.

СекретарьКристосова О.С.