Номер дела 2-3306/2017 ~ М-2803/2017
Дата суд акта 18 декабря 2017 г.
Категория гражданского дела О возмещении ущерба за нарушение природоохранного законодательства
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Новосибирский межрайонный природоохранительный прокурор НСО
ОТВЕТЧИК ООО Трэвэлерс кофе
Представитель истца Педрико О.А.

Гражданское дело № 2-3306/2017

Поступило в суд 04.09.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2017 годагород Новосибирск

Заельцовский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьиКудиной Т.Б.,

при секретаре судебного заседанияСоловьевой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Трэвэлерс кофе» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Трэвэлерс кофе» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды. В обоснование заявленных требований им было указано, что Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области в декабре xx.xx.xxxx года проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды ООО «Трэвэлерс кофе».

Проведенной проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства, допущенные ООО «Трэвэлерс кофе» при осуществлении хозяйственной деятельности. На основании акта проверки государственным инспектором в сфере охраны окружающей среды Новосибирской области выдано предписание от xx.xx.xxxx __ об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

xx.xx.xxxx Департаментом проведена внеплановая проверка исполнения ранее выданного предписания, по итогам которой установлено, что предписание Департамента ООО «Трэвэлерс кофе» в полном объеме не выполнено, нарушения не устранены.

ООО «Трэвэлерс кофе» не разработан проект нормативов образования отходов и лимиты на размещение отходов, не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Также ООО «Трэвэлерс кофе» не обеспечило разработку, согласования и утверждение проекта нормативов предельно допустимых выбросов, обществом не получено разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Юридические лица, предметом деятельности которых является оказание услуг, торговля товарами и иные виды деятельности, негативно воздействующие на окружающую среду, должны исполнять обязанности плательщиков в полном объеме.

В нарушение указанных требований закона, ООО «Трэвэлерс кофе» расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за xx.xx.xxxx года в уполномоченный орган не предоставлены.

Бездействием ООО «Трэвэлерс кофе» по устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха и отходах производства потребления создается угроза причинения вреда здоровью человека и окружающей среде, нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Заельцовского района г. Новосибирска Педрико О.А. поддержала заявленные исковые требования и доводы, изложенные в иске, в полном объеме и просила удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Трэвэлерс кофе» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1).

Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды (преамбула), в числе принципов, на основе которых должна осуществляться деятельность органов публичной власти, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет охрану и рациональное использование природных ресурсов, приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3).

Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот сопряжены с антропогенным воздействием на окружающую среду и соответствующие экологические системы, такая деятельность подлежит государственному экологическому контролю и надзору, функции которого дифференцированы между органами государственной власти.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400).

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, что и реализовано прокурором при предъявлении соответствующего иска.

Судом установлено, что на основании приказа департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области №1576 от 15.11.2016 в период с 08 по 21.12.2015 проведена плановая выездная проверка деятельности ООО «Трэвэлерс кофе», по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности. На основании акта проверки государственным инспектором в сфере охраны окружающей среды Новосибирской области выдано предписание от 21.12.2016 № 589/4 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды (л.д. 7-10).

14.08.2017 на основании приказа __ от 02.08.2017 о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица (л.д. 11-13), Департаментом проведена внеплановая проверка исполнения ранее выданного предписания, по итогам которой установлено, что предписание Департамента ООО «Трэвэлерс кофе» в полном объеме не выполнено, нарушения не устранены (л.д. 14-17).

В связи с невыполнением указанного предписания, в отношении ответчика 15.08.2017 был составлен протокол об административном правонарушении __ в соответствии с которым в действиях (бездействии) ООО «Трэвэлерс кофе» усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д. 18-20). В настоящее время сведений о рассмотрении дела об административном правонарушении в материалы дела не представлено.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» обращением с отходами является деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Согласно ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии ч. 7 ст. 15 указанного закона запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.

Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (часть 8).

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии с п. 2 ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесен в т.ч.: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632.

ООО «Трэвэлерс кофе» в нарушение указанных норм права не разработан проект нормативов образования отходов и лимиты на размещение отходов, не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Также ООО «Трэвэлерс кофе» не обеспечило разработку, согласование и утверждение проекта нормативов предельно допустимых выбросов, обществом не получено разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика не предоставлено доказательств устранения всех выявленных в ходе проведения проверок департаментов природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области нарушений.

Анализируя представленные доказательства, указанные нормы права, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора и возлагает на ответчика обязанность устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установить лимиты нормативов образования отходов и лимиты их размещения, разработать, согласовать и утвердить проект нормативов предельно-допустимых выбросов, получить разрешение на выброс вредных веществ а атмосферный воздух стационарными источниками, произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду за __ года.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства и полагает необходимым установить срок для устранения указанных нарушений – один месяц с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика государственной пошлины в доход государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд