Номер дела | 2-3306/2017 ~ М-2803/2017 |
Дата суд акта | 18 декабря 2017 г. |
Категория гражданского дела | О возмещении ущерба за нарушение природоохранного законодательства |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Новосибирский межрайонный природоохранительный прокурор НСО |
ОТВЕТЧИК | ООО Трэвэлерс кофе |
Представитель истца | Педрико О.А. |
Гражданское дело № 2-3306/2017
Поступило в суд 04.09.2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2017 годагород Новосибирск
Заельцовский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьиКудиной Т.Б.,
при секретаре судебного заседанияСоловьевой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Трэвэлерс кофе» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Трэвэлерс кофе» о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды. В обоснование заявленных требований им было указано, что Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области в декабре xx.xx.xxxx года проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды ООО «Трэвэлерс кофе».
Проведенной проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства, допущенные ООО «Трэвэлерс кофе» при осуществлении хозяйственной деятельности. На основании акта проверки государственным инспектором в сфере охраны окружающей среды Новосибирской области выдано предписание от xx.xx.xxxx __ об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
xx.xx.xxxx Департаментом проведена внеплановая проверка исполнения ранее выданного предписания, по итогам которой установлено, что предписание Департамента ООО «Трэвэлерс кофе» в полном объеме не выполнено, нарушения не устранены.
ООО «Трэвэлерс кофе» не разработан проект нормативов образования отходов и лимиты на размещение отходов, не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Также ООО «Трэвэлерс кофе» не обеспечило разработку, согласования и утверждение проекта нормативов предельно допустимых выбросов, обществом не получено разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
Юридические лица, предметом деятельности которых является оказание услуг, торговля товарами и иные виды деятельности, негативно воздействующие на окружающую среду, должны исполнять обязанности плательщиков в полном объеме.
В нарушение указанных требований закона, ООО «Трэвэлерс кофе» расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за xx.xx.xxxx года в уполномоченный орган не предоставлены.
Бездействием ООО «Трэвэлерс кофе» по устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха и отходах производства потребления создается угроза причинения вреда здоровью человека и окружающей среде, нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Заельцовского района г. Новосибирска Педрико О.А. поддержала заявленные исковые требования и доводы, изложенные в иске, в полном объеме и просила удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Трэвэлерс кофе» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1).
Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды (преамбула), в числе принципов, на основе которых должна осуществляться деятельность органов публичной власти, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет охрану и рациональное использование природных ресурсов, приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3).
Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот сопряжены с антропогенным воздействием на окружающую среду и соответствующие экологические системы, такая деятельность подлежит государственному экологическому контролю и надзору, функции которого дифференцированы между органами государственной власти.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400).
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, что и реализовано прокурором при предъявлении соответствующего иска.
Судом установлено, что на основании приказа департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области №1576 от 15.11.2016 в период с 08 по 21.12.2015 проведена плановая выездная проверка деятельности ООО «Трэвэлерс кофе», по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности. На основании акта проверки государственным инспектором в сфере охраны окружающей среды Новосибирской области выдано предписание от 21.12.2016 № 589/4 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды (л.д. 7-10).
14.08.2017 на основании приказа __ от 02.08.2017 о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица (л.д. 11-13), Департаментом проведена внеплановая проверка исполнения ранее выданного предписания, по итогам которой установлено, что предписание Департамента ООО «Трэвэлерс кофе» в полном объеме не выполнено, нарушения не устранены (л.д. 14-17).
В связи с невыполнением указанного предписания, в отношении ответчика 15.08.2017 был составлен протокол об административном правонарушении __ в соответствии с которым в действиях (бездействии) ООО «Трэвэлерс кофе» усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д. 18-20). В настоящее время сведений о рассмотрении дела об административном правонарушении в материалы дела не представлено.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» обращением с отходами является деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии ч. 7 ст. 15 указанного закона запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.
Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (часть 8).
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с п. 2 ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесен в т.ч.: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Согласно ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632.
ООО «Трэвэлерс кофе» в нарушение указанных норм права не разработан проект нормативов образования отходов и лимиты на размещение отходов, не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Также ООО «Трэвэлерс кофе» не обеспечило разработку, согласование и утверждение проекта нормативов предельно допустимых выбросов, обществом не получено разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика не предоставлено доказательств устранения всех выявленных в ходе проведения проверок департаментов природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области нарушений.
Анализируя представленные доказательства, указанные нормы права, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора и возлагает на ответчика обязанность устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установить лимиты нормативов образования отходов и лимиты их размещения, разработать, согласовать и утвердить проект нормативов предельно-допустимых выбросов, получить разрешение на выброс вредных веществ а атмосферный воздух стационарными источниками, произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду за __ года.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства и полагает необходимым установить срок для устранения указанных нарушений – один месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика государственной пошлины в доход государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд