Номер дела 2-648/2016 (2-6762/2015;) ~ М-5668/2015
Дата суд акта 30 августа 2016 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Стороны по делу
ИСТЕЦ Щекотько В. А.
ОТВЕТЧИК Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Новосибирской области
ОТВЕТЧИК Министерство внутренних дел России
ОТВЕТЧИК Главное Управление Министерства внутренних дел России по Новосибирской области
Представитель и+о? Представитель У.Р.

Российская федерация

Центральный районный суд <адрес>

Максима Горького, ул., <адрес>, 630099

Дело -

648

/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31

августа

2016 г.

Центральный районный суд <адрес> в составе:

судьи

Зининой И.В.

при участии:

секретаря судебного заседания

Тарасовой А.И.

представителя У. Р. по <адрес> ликвидационная комиссия

Шелейко Д.В.

представителя МВД Р. и ГУ МВД Р. по <адрес>

Щетниковой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щекотько В. А. к Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по <адрес>, Министерству внутренних дел Р., Главному управлению Министерства внутренних дел Р. по <адрес> о признании незаконным отказа в выдаче направления на медицинское обеспечение, понуждении к выдаче направления на медицинское обеспечение,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику и просил признать незаконным отказ У. Р. по <адрес> от 07 июля 2015 года в выдаче истцу направления на оказание медицинских услуг, обязать выдать направление на оказание стоматологической помощи, взыскать судебные расходы.

В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ был уволен со службы из органов У. Р. по <адрес> по состоянию здоровья, ему назначена пенсия. В мае 2015 года обратился с заявлением в У. Р. по <адрес> и просил выдать направление для получения стоматологической помощи. Однако, ему было отказано, поскольку по мнению ответчика предоставление медицинских услуг пенсионерам органом наркоконтроля в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств бюджетных средств ФСКН Р. не предусмотрено. ДД.ММ.ГГГГ ему был дан письменный отказ, аналогичного содержания. С указанным отказом не согласен.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков было привлечено МВД Р. и ГУ МВД Р. по <адрес>.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и дал соответствующие пояснения.

Представитель У. Р. по <адрес> ликвидационная комиссия в судебном заседании исковые требования не признал и дал пояснения согласно письменным (л.д.19-22, 50-54).

Представитель МВД Р. и ГУ МВД Р. по <адрес> в судебном заседании исковые требования не признала и указала, что Щекотько В.А. в ГУ МВД Р. по <адрес> в установленном порядке не обращался.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ полковник полиции Щекотько В.А. является пенсионером ФСКН Р., пенсия назначена за выслугу лет (л.д.5). Имеет выслугу лет в календарном исчислении 28 лет 01 месяц 24 дня, льготную 01 год 4 месяца 29 дней, а всего 29 лет 06 месяцев 23 дня.

Как указывает истец, в мае 2015 года он обратился с устным заявлением в У. Р. по <адрес> с требованием выдать направление для получения стоматологических услуг, однако ему было отказано.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в У. Р. по <адрес> с письменным заявлением с аналогичным требованием.

В своем ответе за номером 24\4710 от ДД.ММ.ГГГГ У. Р. по <адрес> отказало Щекотько В.А. в выдаче направление на получение стоматологических услуг, поскольку Федеральный закон предоставление медицинских услуг пенсионерам органом наркоконтроля в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств бюджетных средств ФСКН Р. не предусматривает. Медицинские услуги пенсионерам оказываются только в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти (л.д.12).

Оценивая основания отказа, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в том числе, в учреждениях и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы, в том числе, в учреждениях и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона № 282-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых Федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сотрудник ежегодно проходит диспансеризацию.

При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудника осуществляется в иных медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения. Порядок медицинского обеспечения сотрудника и возмещения расходов указанным организациям устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 указанной статьи).

В силу части 5 статьи 10 указанного закона граждане Российской Федерации, уволенные со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющие стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, имеют право на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, а члены их семей и лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи. Порядок организации медицинского обеспечения указанных граждан в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, истец, являясь пенсионером органов наркоконтроля со стажем службу более 20 лет имеет гарантированное право на бесплатное медицинское обслуживание, предусмотренное частью 1 статьи 10 указанного закона.

Порядок организации медицинского обслуживания указанной категории граждан в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти до настоящего времени Постановлением Правительства Российской Федерации не установлен.

Вместе с тем отсутствие правового регулирования получения пенсионерами органов наркоконтроля установленного и гарантированного государством объема медицинской помощи не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию, согласно которой Российской Федерации как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот, компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения, изменение механизма предоставления гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.

Принятые нормативно-правовые акты с области социальных гарантий граждан не могут уменьшать уже предусмотренный законодателем объем социальных гарантий. При этом действующим законодательством предусмотрены равноправные гарантии по медицинскому обслуживанию как сотрудников органов наркоконтроля, так и для пенсионеров органов наркоконтроля, имеющих выслугу 20 и более лет.

Как установлено, стоматологические услуги, о предоставлении которых просил Шекотько В.А. амбулатория УФСКНН Р. по <адрес> не оказывает.

В то же время приказом ФСКН Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 162 утверждена Инструкция по организации медицинского обеспечения в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В пункте 7 Инструкции определено, что в пределах бюджетного финансирования право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), в медицинских учреждениях (медицинских подразделениях) имеют сотрудники и пенсионеры.

Кроме того в пункте 9 Инструкции установлено, что при отсутствии по месту службы или месту жительства сотрудников и пенсионеров медицинских учреждений (медицинских подразделений), а также отсутствии в них необходимых врачей-специалистов и (или) специального диагностического оборудования медицинская помощь оказывается в учреждениях здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы таким учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи сотрудникам и пенсионерам возмещаются соответствующим органом наркоконтроля.

В пунктах 45, 48 Инструкции указано, что право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) имеют сотрудники и пенсионеры. Возмещение расходов за стоматологическ