Номер дела | 2-3389/2015 ~ М-2881/2015 |
Дата суд акта | 20 сентября 2015 г. |
Категория гражданского дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Атаян Е. Р. |
ОТВЕТЧИК | Правительство Новосибирской области |
ОТВЕТЧИК | Мэрия г.Новосибирска |
ОТВЕТЧИК | Министрество строительства и жилищно-коммунального хозяйства |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство социального развития Новосибирской области |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация Октябрьского района г.Новосибирска |
Представитель истца | Гулина Л.М. |
Представитель ответчика | Колесникова В.А. |
Представитель и+о? | Вольтер Р.Г. |
Представитель и+о? | Пиотровская А.Е. |
Представитель и+о? | Атаяну Э.Р. |
Представитель и+о? | Манохина Е.Н. |
Представитель и+о? | Лебедева Е.А. |
Дело № 2-3389/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21.09.2015 годаг. Новосибирск
Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:
председательствующего судьиНосковой Н.В.,
при секретареБянкиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атаян Е.Р. к юл1, юл2, юл3, юл6 о предоставлении жилого помещения
У С Т А Н О В И Л:
Атаян Е.Р. обратился в суд с иском с учетом уточнений к ответчикам, в обоснование иска указав, что он является ветераном боевых действий в <данные изъяты>, что подтверждается удостоверением от /дата/, в связи с чем у него имеются право на льготы, в том числе установленные ст. 16 ФЗ «О Ветеранах» - на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
На основании решения юл4 за № от /дата/ он был поставлен на общий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, на котором и состоит по настоящее время. По состоянию на /дата/ год общая очередность составила 954, а льготная 4. Однако до настоящего времени жилое помещение ему предоставлено не было.
При этом согласно действующему законодательству у него, как у лица, вставшего на учет до /дата/ (внесения изменений в законодательство) сохранено право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения.
Просит предоставить Атаян Е.Р. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам предоставления жилья за счет средств федерального бюджета, выделяемых на цели согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах» общей площадью не менее 18 кв.м. в черте города Новосибирска по договору социального найма.
В судебном заседании истец Атаян Е.Р. и его представитель Гулина Л.М. поддержали доводы иска, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика юл2, действующая на основании доверенности Колесникова В.А. доводы иска не признала, суду указав, что в соответствии с действующим законодательством обеспечение жилыми помещениями ветеранов боевых действий осуществляется за счет средств федерального бюджета. юл2 переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений в том числе и ветеранам боевых действий, однако в объеме выделяемых федеральным бюджетом средств, и в порядке сложившейся очередности. Истец требует предоставления жилого помещения во внеочередном порядке, однако ни в соответствии с ФЗ «О ветеранах» ни с ч.2 ст. 57 ЖК РФ – таким правом истец не наделен. Финансирование льгот по предоставлению жилых помещений участникам боевых действий осуществляется за счет средств федерального бюджета, поступающих в субъект федерации – юл5 в виде субвенций.
На /дата/ у Атаяна Е.Р. 89 очередь. Денежные средства на обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан в /дата/ году в юл2 от субъекта федерации не поступали.
Представитель юл3 Вольтер Р.Г., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что субвенции, направленные с целью обеспечения граждан жилыми помещениями, поступают в юл6, затем направляются в юл3, которое является главным распорядителем бюджетных средств, затем юл3 направляет денежные средства в юл2. юл7 на основании списков районов формирует общий список лиц, имеющих право на получение жилого помещения, по Новосибирской области. На дату /дата/ истец находился на 120 месте в данном списке по Новосибирской области. Предоставление жилого помещения не зависит от того, какая очередь у лица в административном районе города, поскольку очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, формируется на территории всего субъекта исходя времени постановки на учет.
Представитель юл6 Пиотровская А.Е., действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, направила отзыв, согласно которому в соответствии со ст. 57 ч.1 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом реализация прав ветеранов боевых действий осуществляется путем предоставления субвенций местным бюджетах из областного бюджета Новосибирской области для осуществления отдельных государственных полномочий. В связи с чем полагает, что право истца на обеспечение его жилым помещением не нарушено, оно реализуется в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в связи с чем в иске Атаяну Э.Р. следует отказать.
Представитель юл1 Манохина Е.Н. в судебное заседании не явилась, ранее представила отзыв, согласно которому ветераны боевых действий в соответствии с пп.3 п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до /дата/ подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом средства на реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, распределение которых регламентировано законодательством и не зависит от воли третьих лиц.
Представитель юл7 Лебедева Е.А. в судебное заседание не явилась, полагала, что они не относятся к числу лиц, участвующих в деле, поскольку они осуществляют только контроль за исполнением органами местного самоуправления Новосибирской области отдельных преданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями ветеранов боевых действий.
Заслушав истца, его представителя, ответчиков, третьих лиц, изучив материалы дела, дав оценку предоставленным доказательствам, суд приходит к следующему:
Судебным разбирательством было установлено, что, истец является ветераном боевых действий в <данные изъяты> что подтверждается удостоверением от /дата/ (л.д.№).
На основании решения юл4 за № от /дата/ Атаян Е.Р. был поставлен на общий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, на котором и состоит по настоящее время.
По состоянию на /дата/ год общая очередность составила 954, а льготная 4, что подтверждается справкой, выпиской из решения, выпиской из протокола от /дата/ (л.д.№).
Согласно справки юл2 по состоянию на /дата/ Атаян Е.Р. включен под номером № в общегородской список ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов и семей имеющих детей – инвалидов, вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях до /дата/, и имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «Социальной защите инвалидов в РФ». (л.д.№
Как следует из заявленных исковых требований, их основанием являются следующие обстоятельства: наличие у истца статуса ветерана боевых действий и его постановка на учет нуждающихся в жилых помещения до /дата/, какие-либо иные основания не указаны.
В соответствии со ст. 57 ч.1 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до /дата/, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после /дата/, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до /дата/, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций и утверждаются для муниципальных образований законом об областном бюджете на соответствующий год.
В соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», ст. 28.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 года № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов (далее Правила), которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктами 2, 3 указанных Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством регионального развития Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Закона Новосибирской области от 22.12.2014 года « Об областном бюджете Новосибирской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» утвержден размер субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Новосибирской области от 24 ноября 2014 года N 490-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями", на 2015 год согласно таблице 1.13 приложения 12 к настоящему Закону(п.13), что для г.Новосибирска составляет 25 182, 8 тысяч рублей.
Как усматривается из ответа на запрос юл2 список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет в городе Новосибирске до /дата/ (далее сводный список) формируется на основании списков администраций районов в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Датой признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях является дата регистрации приказа главы юл8 о признании гражданина нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Внеочередным правом на обеспечение жильем обладают граждане, предоставившие документ, подтверждающий наличие заболевания входящего в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, которые также состоят в вышеуказанном списке (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года № 378).
В городе Новосибирске в /дата/ году обеспечено жильем за счет субвенций 40 человек в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в том числе 6 ветеранов боевых действий, дата постановки на учет которых до /дата/ года.
Очередность Атаяна Е.Р. в сводном списке на /дата/ год 118, на /дата/ год 100, на /дата/ год 89.
В /дата/ году обеспечено за счет субвенций жилым помещением 16 инвалидов, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», имеющих право на внеочередное обеспечение жильем. Ветераны и инвалиды боевых действий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» в 2014 году жилыми помещениями не обеспечивались.
В /дата/ году инвалиды и ветераны боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов жильем не обеспечивались
Постановление юл9, юл10 от /дата/ № устанавливало порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городах, рабочих поселках и сельской местности Новосибирской области до /дата/ года.
Данный документ фактически утратил силу с /дата/ в связи с введением в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 188-ФЗ, в соответствии с которым порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен Законом Новосибирской области от 04.11.2005 года № 337-ОЗ.
Согласно сводных списков за /дата/ гг, представленных в судебное заседание лица указаны в порядке очередности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в хронологическом порядке. Атаян Е.Р. указан в списке с учетом даты постановки на учет под порядковым номером № (л.д.№).
Из вышеуказанных положений следует, что обеспечение жильем инвалидов осуществляется в порядке очередности в списке данных лиц в зависимости от даты постановки на учет, а также от прав иных лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в общем порядке. При этом суд учитывает, что список очередников формируется из граждан, нуждающихся в жилье, проживающих в г.Новосибирске, а не отдельных районах города.
Таким образом, какие-либо жилищные права, в том числе право на предоставление жилья независимо от общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья, учитывая необходимость соблюдения установленного порядка обеспечения жилыми помещениями на условиях договора социального найма, Атаяна Е.Р. не нарушены, а судебной защите в силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит лишь нарушенное либо оспариваемое право.
Подтверждается материалами дела и то, что не обеспечены жильем в порядке очередности граждане, указанных в сводном (льготном) списке, дата постановки на учет которых ранее даты постановки на учет истца.
Более того, из материалов дела следует, что Атаян Е.Р. поставлен на учет в /дата/ году номер его очереди №, следовательно, до него в очереди состоят граждане, имеющие такое же право, как и истец, на предоставление жилого помещения в соответствии с вышеуказанным порядком обеспечения жилья граждан, но возникшее у них ранее, чем у Атаяна Е.Р., а также лица, имеющих внеочередное право.
Доводы о длительном не предоставлении жилого помещения правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, учитывая необходимость соблюдения определенного порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан.
Суд учитывает, что право истца на первоочередное обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма никем из ответчиков не оспаривается, он состоит в льготной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом обеспечение жилым помещением истца по указанным выше основаниям во внеочередном порядке действующим законодательством не предусмотрено. А истцом фактически заявлены требования об обеспечении его жилым помещением на условиях договора социального найма во внеочередном порядке, так как решение суда об обеспечении гражданина таким жилым помещением подлежит исполнению сразу после его вступления в законную силу.
Таким образом в ходе рассмотрения дела не нашли подтверждения доводы истца о нарушения порядка очередности при распределении жилья, о нарушении его права на первоочередное предоставление жилого помещения, а исковые требования Атаяна о предоставлении ему во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах суд полагает, что заявленные Атаяном Е.Р. исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Атаян Е.Р. о предоставлении жилого помещения отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Новосибирска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: /подпись/Носкова Н.В.
Копия верна, подлинное решение находится в материалах гражданского дела № 2-3389/2015 Октябрьского районного суда г. Новосибирска.
СудьяНоскова Н.В.
СекретарьБянкина В.А.