Номер дела 2-25/2018 (2-4250/2017;) ~ М-3942/2017
Дата суд акта 6 февраля 2018 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из пенсионного законодательства -> О признании недействительным ненормативного акта,... -> решений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ об отказе в назначении пенсии, в...
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Токтаров С. Н.
ОТВЕТЧИК Пенсионный фонд Ленинского района г.Новосибирска
Представитель истца Есиной Ю.В.
Представитель ответчика Зеленкиной Л.А.

№ 2-25/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

630107, г. Новосибирск, ул. Связистов, д. 159

06 февраля 2018 года г.Новосибирск

Ленинский районный суд г.Новосибирска в составе судьи Новиковой И. С.,

с участием истца Токтарова, представителя истца Есиной Ю. В., представителя ответчика Зеленкиной Л. А.,

при секретаре судебного заседания Хлебове А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токтарова Сергея Николаевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Новосибирска о признании решения незаконным, включении периодов работы в трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии,

у с т а н о в и л:

Токтаров С. Н. обратился с указанным иском к УПФ РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Новосибирска, с учетом уточнений просил признать незаконным решение

№ 825452/16 от 19 мая 2017 г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости и обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды:

с 02.04.1987 по 16.01.1989 г. и с 27.07.1989 г. по 04.07.1990 г. в качестве помощника машиниста тепловоза, в том числе с 16.01.1989 по 27.07.1989 г. прохождение курсов помощника машиниста;

с 25.04.2000 по 16.03.2005 г. в качестве помощника машиниста тепловоза;

с 16.03.2005 г. по 22.04.2012 г. и с 26.04.2012 по 27.02.2015 в качестве машиниста тепловоза.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 28.12.2016 г. обратился в ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Новосибирска за назначением досрочной трудовой пенсии по старости. Однако, ответчик 19.05.2017 г. отказал в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, исключив из стажа работы, дающего Токтарову С. Н. право на досрочное назначение пенсии, периоды работы: с 02.04.1987 по 16.01.1989 г. и с 27.07.1989 г. по 04.07.1990 г. в качестве помощника машиниста тепловоза; с 16.01.1989 по 27.07.1989 г. в качестве помощника машиниста тепловоза; с 25.04.2000 по 16.03.2005 г. в качестве помощника машиниста; с 16.03.2005 г. по 22.04.2012 г. и с 26.04.2012 по 27.02.2015 в качестве машиниста тепловоза.

С указанным решением истец не согласен, полагает, что в соответствии с нормами ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как не противоречащими Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ, учитывая при этом, что нормы п.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ аналогичны нормам п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ, имеет право на получение досрочной страховой пенсии. Полагает, что оспариваемое решение нарушает его право на досрочное назначение пенсии, и спорные периоды работы подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Истец Токтаров С. Н., представитель Есина Ю. В., допущенная к участию на основании устного ходатайства, в судебном заседании исковые требования и доводы иска поддержал в полном объеме, настаивали на достаточности специального и страхового стажа для назначения досрочной пенсии.

Представитель ответчика Зеленкина Л. А. в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы письменных возражений, существо которых состоит в том, что Токтаров С. Н. не обладает достаточным страховым и специальным стажем для назначения досрочной трудовой пенсии, предоставленные документы не подтверждают наличие необходимого стажа согласно п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ, согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. Кроме того, ответчик полагал, что в случае с Токтаровым С. Н. не соблюдено условие, предусмотренное ч. 3 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ, так как отсутствует информация о предоставлении прав на досрочное назначении пенсии согласно законодательству Республики Казахстан, согласно записям трудовой книжки, работа Токтаровым С Н. выполнялась на территории Республики Казахстан.

Суд, заслушав стороны и изучив письменные материалы, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что пенсионным органом признано наличие у Токтарова С. Н. на момент обращения за пенсией 28.12.2016 г. требуемого стажа на соответствующих видах работ 00 года 11 мес. 28 дней, в связи с чем 19.05.2017 г. решением № 825452/16 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием права, при этом пенсионный орган исключил периоды работы:

с 26.07.1979 г. по 30.07.1979 г. в Конторе снабжения «ВОСТОКУПРСНАБ» в качестве газоэлектросварщика, так как не представлены документы, подтверждающие льготный характер работы с особыми условиями труда, вид сварки, которую выполнял Токтаров С.Н. (ручная сварка, полуавтоматическая, автоматическая);

в Локомотивном депо Защита 6-го Защитинского отделения Алма-Атинской железной дороги:

с 02.04.1987 по 04.07.1990 в качестве помощника машиниста тепловоза, так как не подтвержден льготный характер выполняемых работ. Кроме того, в указанный период Токтаров С.Н. проходил курсы с 16.01.1989 по 26.07.1989. Правилами от 11.07.2002 № 516 включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, периодов прохождения курсов не предусмотрены;

в ПК «Металлургическое производство» ОАО «Казцинк»:

с 25.04.2000 по 15.03.2005 в качестве помощника машиниста тепловоза;

с 16.03.2005 по 31.10.2010 в качестве машиниста тепловоза;

с 01.11.2010 по 22.04.2012 в качестве машиниста тепловоза участка локомотивной тяги службы подвижного состава Усть-Каменогорского цеха в ТОО «Казцинк-ТемирТранс», так как документально не подтвержден льготный характер выполняемых работ;

в АО «АЗИЯ АВТО» с 26.04.2012 по 27.02.2015 в качестве машиниста тепловоза на железнодорожном участке транспортного цеха, так как документально не подтвержден льготный характер выполняемых работ, а также в связи с тем, что не соблюдается условие, предусмотренное частью 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, так как отсутствует информация о предоставлении права на досрочное назначение пенсии по законодательству Республики Казахстан работникам: газоэлектросварщикам, слесарям по ремонту подвижного состава, дублёрам помощников машиниста тепловоза, помощникам машиниста тепловоза, машинистам тепловоза в период выполнения заявителем работы в указанных профессиях.

Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

13.03.1992 г. между государствами – участниками Содружества Независимых Государств: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, – было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в ст.1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств – участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Таким образом, данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины, России, прибывших для проживание на территорию одного из государств -участников Соглашения.

В соответствии со ст.3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

В п.2 ст.6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (начало действия документа 13.03.1992 года).

Пунктом 2 ст. 7 Соглашения предусмотрено, что размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22.07.2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, согласно которым предлагается периоды работы по найму после 01.01.2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (п.5).

Согласно пункту 1 «Общих положений» Распоряжения Правления Пенсионного фонда РФ от 22.07.2004 г. № 99р, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ, пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ).

Пунктом 2 «Общих положений» указанного распоряжения №99р установлено, что к числу международных договоров относится в том числе Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины). Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу п.5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР (Приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР»), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 г. № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13.03.1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Положения указанной статьи не содержат требований к содержанию законодательств государств – участников Соглашения от 13.03.1992 г. в части предоставления права гражданам на досрочное назначение пенсии в данных государствах, при решении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии на территории РФ.

Соответственно, возражения ответчика в части того, что не соблюдается условие, предусмотренное частью 3 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, так как отсутствует информация о предоставлении права на досрочное назначение пенсии по законодательству Республики Казахстан работникам: помощникам машиниста тепловоза, машинистам тепловоза в период выполнения заявителем работы в указанных профессиях являются необоснованными, так как из п.5 указанных Рекомендаций прямо следует, что порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, трудовой стаж истца, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (13.03.1992 г.), должен быть учтен для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет.

Трудовой стаж Токтарова С. Н., приобретенный после 01.01.2002 г. может быть включен в страховой стаж при условии соблюдения требований, изложенных в вышеуказанных Рекомендациях Пенсионного фонда РФ, то есть при наличии доказательств, подтверждающих факт уплаты за истца страховых взносов на пенсионное обеспечение.

В период обучения Токтарова С. Н. действовало Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 №590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", абзацем третьим пункта "л" части 109 которого, было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР, указанный в подпункте "з" (обучение) приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Таким образом, действовавшее в период обучения правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж и дальнейшие изменения законодательства не могут служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения.

А также согласно п. «а» части 109 указанного постановления предусматривалось, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также всякая работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию.

В силу п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и