Номер дела | 2-527/2018 (2-6017/2017;) ~ М-6206/2017 |
Дата суд акта | 1 февраля 2018 г. |
Категория гражданского дела | Споры, возникающие из пенсионного законодательства -> Прочие из пенсионного законодательства |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Ретунских Т. В. |
ОТВЕТЧИК | УПФР в Ленинском районе г. Новосибирск |
Представитель ответчика | Зеленкиной Л.А. |
Дело №2-527/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
630107, г. Новосибирск, ул. Связистов, д. 159
01 февраля 2018 года город Новосибирск
Ленинский районный суд города Новосибирска в лице судьи Новиковой И.С.,
при секретаре судебного заседания Хлебове А.В.,
с участием истца Ретунских Т. В., представителя ответчика Зеленкиной Л. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ретунских Татьяны Васильевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации о признании решения незаконным, назначении досрочной страховой пенсии,
у с т а н о в и л:
Ретунских Т. В. обратилась с указанным иском к УПФ РФ, просила обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж следующие периоды работы:
с 26.05.1985 г. по 30.08.1985 г.; 07.06.1986 по 21.08.1986 г.; с 09.07.1987 по 03.08.1987 г. - в должности пионервожатой в пансионате-пионерлагере <данные изъяты>
с 06.09.1995 г. по 08.03.1999 г.- в должности воспитателя ГПД в негосударственном образовательном учреждении учебно-воспитательного комплекса <данные изъяты>
с 01.09.1989 г. по 03.09.1990 г.- в должности преподавателя физики в СПТУ №27;
с 01.07.1993 г. по 31.07.1993 г.; с 01.09.1993 г. по 30.09.1993 г.; 01.12.1993 г. по 31.12.1993 г.; с 01.02.1994 г. по 28.02.1995 г. - в должности воспитателя в детском саду <данные изъяты>
Также просила признать право на досрочное назначение пенсии с 28.04.2017 г.- даты обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Новосибирска.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 28.04.2017 г. обратилась в ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Новосибирска за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей более 25 лет. Однако ответчик 31.08.2017 г. отказал в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, исключив из стажа работы, дающего Ретунских Т. В. право на досрочное назначение пенсии, часть периодов работы. При расчете ответчиком установлено, что специальный трудовой стаж, который может быть засчитан при рассмотрении вопроса о назначении досрочной страховой пенсии по старости, составляет 20 лет 1 месяц и 21 день, не подлежит включению в специальный стаж период 9 лет 6 месяцев 08 дней, то есть период, который являлся бы достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность - 25 лет.
С данным решением истец не согласна, полагает, что изложенные выводы нарушают ее право на досрочное назначение пенсии, и спорные периоды работы подлежат включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Истец Ретунских Т. В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Зеленкина Л. А. в судебном заседании иск не признала, поддержала письменные возражения, представленные ранее.
Суд, заслушав стороны и изучив письменные материалы, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что пенсионным органом признано наличие у Ретунских Т. В. на момент обращения за пенсией 28.04.2017 г. стажа 20 лет 1 мес. 21 дней, в связи с чем 31.08.2017 г. решением № 276144/17 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании подпункта 19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием права, при этом пенсионный орган исключил периоды работы:
с 26.05.1985 г. по 30.08.1985 г.; 07.06.1986 г. по 21.08.1986 г.; с 09.07.1987 г. по 03.08.1987 г. - в должности пионервожатой в пансионате-пионерлагере <данные изъяты>, так как данная должность и наименование учреждения не предусмотрено Перечнем от 17.12.1959 г. № 1397, Списком от 06.09.1991 № 463, списком от 22.09.1999 № 1067, Списком от 29.10.2002 № 781;
с 06.09.1995 г. по 08.03.1999 г.- в должности воспитателя ГПД в негосударственном образовательном учреждении учебно-воспитательного комплекса «<данные изъяты> так как наименование учреждения не предусмотрено Списком от 06.09.1991 № 463, списком от 22.09.1999 № 1067, Списком от 29.10.2002 № 781;
с 01.09.1989 г. по 03.09.1990 г.- в должности преподавателя физики в СПТУ №27, так как за этот период работы в справке о заработной плате от 13.04.2017 года № 298 нет начислений заработной платы, сведения в архиве отсутствуют, что не подтверждает факта работы;
с 01.07.1993 г. по 31.07.1993 г.; с 01.09.1993 г. по 30.09.1993 г.; с 01.12.1993 г. по 31.12.1993 г.; с 01.02.1994 г. по 28.02.1995 г. - в должности воспитателя в детском саду № 98 <данные изъяты>», так как за эти периоды работы в справке о заработной плате от 27.07.2017 года №Р-194 отсутствуют начисления заработной платы, что не подтверждает факта работы.
В силу п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2015 г.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила). Указанные Список и Правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.30, 31 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665.
В разделе "Наименование должностей" Списка должность пионервожатой не указана.
Нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшими до 1 января 2002 г. не предусматривалась должность «пионервожатый».
Вместе с тем согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. №2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности "пионервожатая".
С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Истцом указанный стаж выработан (ответчиком признан специальный трудовой стаж, который может быть засчитан при рассмотрении вопроса о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в размере 20 лет 1 месяц и 21 день, тогда как 2/3 от 25 составляет 16 лет 6 месяцев), соответственно, возражения ответчика в части включения периода трудовой деятельности истца с 26.05.1985 г. по 30.08.1985 г.; 07.06.1986 г. по 21.08.1986 г.; с 09.07.1987 г. по 03.08.1987 г. - в должности пионервожатой в пансионате-пионерлагере «Золотой берег» г. Евпатория, в специальный трудовой стаж, являются необоснованными, требования истца в данной части подлежат удовлетворению.
Суд также отклоняет возражения ответчика относительно включения периода трудовой деятельности истца с 06.09.1995 г. по 08.03.1999 г. в должности воспитателя ГПД (группы продленного дня) в негосударственном образовательном учреждении учебно-воспитательного комплекса <данные изъяты> в специальный трудовой стаж, так как данное наименование учреждения не предусмотрено, при этом исходит из следующего.
По смыслу ст.19 Конституции Российской Федерации различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Суд полагает, что формальное отличие наименования образовательного учреждения от наименований, приведенных в Списке, не имеет правового значения.
В данной части надлежит руководствоваться разъяснениями, содержащимися в п.п.17, 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией права граждан на трудовые пенсии».
Так, Верховный Суд РФ разъяснил, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п.2 ст.120 ГК РФ, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463, указаны не наименования, а виды учреждений.
Согласно трудовой книжки истец осуществляла деятельность в негосударственном образовательном учреждении учебно-воспитательного комплекса «<данные изъяты> соответственно, данная организация подпадает под понятие «внешкольные учреждения» и по разделу «наименование учреждения» подпадают периоды работы под действие названного Списка.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорный период работы в названной организации подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку формальное несоответствие наименования учреждения, в котором выполняла трудовые функции истец, наименованию, указанному в соответствующем Списке, не может служить основанием для ущемления пенсионных прав работника.
При оценке доводов ответчика в части того, что не подлежит включению в специальный трудовой стаж периоды трудовой деятельности истца с 01.09.1989 г. по 03.09.1990 г.- в должности преподавателя физики в СПТУ №27, и с 01.07.1993 г. по 31.07.1993 г.; с 01.09.1993 г. по 30.09.1993 г.; с 01.12.1993 г. по 31.12.1993 г.; с 01.02.1994 г. по 28.02.1995 г. - в должности воспитателя в детском саду № 98 <данные изъяты>», так как за эти периоды работы в справках о заработной плате отсутствуют начисления заработной платы, что не подтверждает факта работы, суд принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», из которых следует, что уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию, однако невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. Данные разъяснения соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 г. № 9-П.
Отсюда следует, что даже ненадлежащее исполнение работодателем обязанности как по начислению, так и по уплате страховых взносов не может влиять на пенсионные права гражданина, повлечь для него неблагоприятные последствия и служить основанием к невключению в страховой стаж периодов работы, за которые работодателем не были начислены и выплачены страховые взносы.
Кроме того, работу в должности воспитателя в детском саду № 98 <данные изъяты> выполняла с 21.09.1990 г. по 28.02.1995 г. на полную тарификационную ставку, часть указанного периода включена пенсионным органом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, при этом, в периоды работы, не подлежащие, по мнению ответчика в специальный трудовой стаж (01.07.1993 г. по 31.07.1993 г., с 01.09.1993 г. по 30.09.1993 г., с 01.12.1993 г. по 31.12.1993 г., с 01.02.1994 г. по 28.02.1995 г.) и вплоть до увольнения 28.02.1995 г. трудовая функция Ретунских Т. В. не изменялась (доказательства иного отсутствуют).
При таких обстоятельствах суд полагает подлежащим удовлетворению требование истца о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы с 01.09.1989 г. по 03.09.1990 г. в должности преподавателя физики в <данные изъяты>, и с 01.07.1993 г. по 31.07.1993 г.; с 01.09.1993 г. по 30.09.1993 г.; с 01.12.1993 г. по 31.12.1993 г.; с 01.02.1994 г. по 28.02.1995 г. в должности воспитателя в детском саду <данные изъяты>
Таким образом, продолжительность специального стажа Ретунских Т. В. определенного пенсионным органом как 20 лет 1 мес. 21 дней (соответственно, недостающий период – 4 года 10 мес. 10 дней) после включения в него спорных периодов работы превысит требуемые 25 лет, как следствие, суд приходит к выводу о наличии у Ретунских Т. В. права на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган.
Истец обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии 28.04.2017 года, следовательно, с указанной даты подлежит назначению трудовая пенсия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Новосибирска включить в стаж работы Ретунских Татьяны Васильевны, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды:
в пансионате-пионерлагере «<данные изъяты> с 26.05.1985 г. по 30.08.1985 г.; 07.06.1986 по 21.08.1986 г.; с 09.07.1987 по 03.08.1987 г.;
в негосударственном образовательном учреждении учебно-воспитательного комплекса <данные изъяты> с 06.09.1995 г. по 08.03.1999 г.;
в СПТУ №27 с 01.09.1989 г. по 03.09.1990 г.;
в детском саду <данные изъяты>» с 01.07.1993 г. по 31.07.1993 г., с 01.09.1993 г. по 30.09.1993 г., 01.12.1993 г. по 31.12.1993 г., с 01.02.1994 г. по 28.02.1995 г.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Новосибирска назначить Ретунских Татьяне Васильевне досрочную пенсию по старости с 28.04.2017 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирск