Номер дела | 2-1091/2018 (2-6489/2017;) ~ М-5986/2017 |
Дата суд акта | 5 марта 2018 г. |
Категория гражданского дела | Прочие дела особого производства |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций |
ЗАЯВИТЕЛЬ | Прокурор Октябрьского района г. Новосибирска в защиту интересов неопределенного круга лиц |
Представитель и+о? | Юрченкова С.И. |
Дело №2-1091/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2018 годаг.Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьиПоздняковой А.В.,
при секретареМухаревой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Октябрьского района г. Новосибирска о признании информации, размещенной на интернет сайте, запрещенной для распространения на территории РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г.Новосибирска обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в обоснование указав, что прокуратурой Октябрьского района г.Новосибирска в ходе проверки соблюдения законодательства о противодействии экстремистской деятельности, с использованием персонального компьютера был осуществлен выход на итернет-ресурс «<данные изъяты>» - для неустановленного круга размещена информация о продаже дистанционным способом травматического огнестрельного оружия без предоставления лицензии на право приобретения оружия ограниченного поражения, доставка приобретенного оружия осуществляется посредством почтового отправления. Указанный сайт содержит информация, запрещенную законодательством РФ к размещению.
В судебном заседании представитель прокуратуры Октябрьского района г.Новосибирска Юрченкова С.И. исковые требования поддержала в полном объеме, доводы, изложенные в иске, подтвердила, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по СФО, а также Федеральной службы – в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, представил в суд письменные объяснения в которых не возражал против удовлетворения требований Прокурора Октябрьского района г. Новосибирска.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления по следующим основаниям.
Согласно положениям ст.2 Федерального закона от /дата/ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – ФЗ №149-ФЗ), информационно-телекоммуникационная связь – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
На основаниич.1 ст.10 указанного Закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч.5 ст.15 ФЗ №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории РФ, урегулированы ФЗ от /дата/ № 150-ФЗ «Об оружии»
Пунктом 4 ч.1 ст.6 ФЗ № 150-ФЗ установлен запрет на пересылку оружия.
В соответствии со ст.9 ФЗ № 150-ФЗ приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории РФ подлежит лицензированию.
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из ст. 15.1 Федерального закона от /дата/ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусмотрено создание Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов (далее по тексту - Реестр), ведение которого постановлением Правительства РФ от /дата/ № возложено на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ.
Основанием для включения в Реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является, в том числе решение о запрете к распространению посредством сети «Интернет» на территории Российской Федерации такой информации, принятое судом.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории РФ.Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с указанными нормами закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ обязанности по включению доменного адреса соответствующего сайта в Реестр.
Незаконное распространение в сети «Интернет» информации порнографического характера и информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц (в том числе, несовершеннолетних), получающих доступ к ней, что является основанием для обращения прокурора в суд в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
Заявление о признании информационных материалов запрещенными к распространению на территории РФ также подано с целью установления их правового состояния, которое в дальнейшем может иметь юридическое значение не только для привлечения лиц к ответственности за распространение таких материалов, но и для предотвращения их использования в будущем иными лицами.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на сайте «<данные изъяты>» в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в свободном доступе для неограниченного круга лиц неустановленными лицами размещена информация, противоречащая действующему законодательству, о продаже дистанционным способом травматического огнестрельного оружия без предоставления лицензии на право приобретения оружия ограниченного поражения, доставка приобретенного оружия осуществляется посредством почтового отправления.
Указанный сайт содержит информацию, запрещенную законодательством РФ к размещению.
Согласно ч.1 ст.3 и ч.1 ст.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов; суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.1, п.10 ч.2 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав.
Таким образом, установленный судом юридический факт должен повлечь определенные правовые последствия.
Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможно путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.
Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
Наличия по делу спора о праве судом не выявлено.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о признании информации, размещенной на странице сайта «<данные изъяты>» в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,