Номер дела | 2-533/2013 (2-4327/2012;) ~ М-3885/2012 |
Дата суд акта | 4 февраля 2013 г. |
Категория гражданского дела | Жалобы на неправ. дейст. (безд.) - должностных лиц, государственных и муниципальных служащих |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Прокуратура Дзержинского района |
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация Дзержинского района |
ЗАЯВИТЕЛЬ | Ефимченко Н. В. |
Представитель истца | Гулак М.В. |
Представитель истца | Ефимова С.В. |
Представитель истца | Соснин М.С. |
Дело № 2- 533/13 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 февраля 2013 года г. Новосибирск
Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Савельевой Е.В.
при секретаре Костылевой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ефимченко Николая Валерьевича о признании незаконным бездействия администрации Дзержинского района г. Новосибирска и прокуратуры Дзержинского района г. Новосибирска,
у с т а н о в и л:
Ефимченко Н.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Дзержинского района г. Новосибирска и прокуратуры Дзержинского района г. Новосибирска, указав в обоснование требований следующее.
Он является собственником квартиры по адресу: г. Новосибирск, ул. ..., дом ... кв....
30 сентября 2012 года во дворе дома по адресу: г. Новосибирск, ул. ... были незаконно, без надлежащего согласования установлены ограничители парковки. В результате этого только небольшая часть жильцов получила преимущественное перед другими собственниками право на парковку своих личных машин на общей территории, тем самым ущемив права остальных собственников.
Он обратился в прокуратуру Дзержинского района г. Новосибирска с письменным заявлением, с требованием разобраться в выявленном нарушении закона.
Также он обратился в администрацию Дзержинского района г. Новосибирска с требованием принять меры к нарушителям закона.
Из администрации Дзержинского района г. Новосибирска ему был дан ответ 01-2328 от 06.11.2012 года, согласно которому установка ограничителей парковочных мест является не правомерной и рекомендовано обратиться в суд с требованием о защите нарушенного права.
Копия указанного ответа была направлена прокурору Дзержинского района г. Новосибирска, но, несмотря на это, прокуратура бездействует.
Так же в ООО «Н» в письменном виде (письмо от 08.10.2012 года) обращалась житель их дома – ФИО1
ФИО1 был дан ответ из управляющей компании от 09.11.2012 года о том, что 11.10.2012 года внеочередным общим собранием собственников дома ... по ул. ... принято решение об установке парковочных карманов на придомовой территории. Решение собрания оформлено надлежащим образом.
ФИО1, также как и ему, был дан ответ из администрации Дзержинского района г. Новосибирска №01-2202 от 17.10.2012 года о том, что проведено выездное обследование территории, факты, указанные в обращении, подтвердились. По информации ООО «Н» на момент обследования протокол общего собрания с решением об установке ограничителей парковочных мест на придомовой территории отсутствует, в связи с этим установка ограничителей парковочных мест является не законной.
Заявитель полагает, что именно бездействие и попустительство со стороны администрации Дзержинского района г. Новосибирска и прокуратуры Дзержинского района г. Новосибирска повлекли указанный произвол, а именно, незаконная установка ограничителей парковочных мест имеет место на участке дома, где он проживает.
Считает, что в данном случае администрация Дзержинского района г. Новосибирска в пределах своих полномочий должна была зафиксировать факт незаконной установки блокираторов парковок, составить акт об указанном нарушении и рассмотреть данное нарушение на административной комиссии района.
Прокуратура района, выявив факт нарушения закона, могла вынести предписание и в случае не выполнения указанного предписания обратиться в суд в интересах граждан с требованием убрать незаконно установленные блокираторы парковочных мест.
Поэтому после уточнения требований Ефимченко Н.В. просил:
- признать незаконным бездействие администрации Дзержинского района г. Новосибирска и прокуратуры Дзержинского района г. Новосибирска;
- обязать администрацию Дзержинского района г. Новосибирска установить факт незаконной установки блокираторов парковочных мест и зафиксировать его путем составления акта. Разобрать данное правонарушение на административной комиссии района;
- обязать прокуратуру Дзержинского района г. Новосибирска вынести предписание ООО «Н» о ликвидации незаконно установленных блокираторов парковочных мест, при необходимости обратиться в суд в защиту интересов граждан.
В судебном заседании Ефимченко Н.В. и его представитель - Гулак М.В. поддержали доводы, изложенные в заявлении.
Представитель администрации Дзержинского района г. Новосибирска – Ефимова С.В. не согласна с заявлением Ефимченко Н.В., считает заявление необоснованным. Администрация района ответила на обращение жильцов дома ... по ул. ... в г. Новосибирске. Заявителем конкретно не указано, какие нарушения допущены администрацией района, какой состав административного правонарушения и кому мог быть вменен административной комиссией.
Представитель прокуратуры Дзержинского района г. Новосибирска – старший помощник прокурора Соснин М.С. пояснил суду, что с заявлением Ефимченко Н.В. не согласен. Вопрос владения, пользования, распоряжения общим имуществом многоквартирного дома, в том числе и земельным участком, находится в компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома. К компетенции органов прокуратуры не относится надзор за соблюдением участниками гражданского оборота гражданских и жилищных прав по поводу владения, пользования и распоряжения общим имуществом многоквартирного дома. Прокурор Дзержинского района г. Новосибирска, руководствуясь действующим законодательством, направил заявление Ефимченко Н.В. для рассмотрения по существу в территориальный орган мэрии г. Новосибирска – администрацию Дзержинского района, о чем в копии сообщено заявителю. Администрацией района Ефимченко Н.В. был дан ответ, даны разъяснения относительно тех действий, которые он вправе предпринять для защиты его прав. Оснований для обращения прокурора в суд в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имелось.
Выслушав заявителя, его представителя, представителей администрации Дзержинского района г. Новосибирска и прокуратуры Дзержинского района г. Новосибирска, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявление Ефимченко Н.В. не может быть удовлетворено по следующим основаниям.
Судом установлено, что Ефимченко Н.В. является сособственником квартиры по адресу: г. Новосибирск, ул. ..., дом ... кв. ..., что подтверждается договором на передачу квартиры в собственность граждан от 28.09.2006 года и свидетельством о государственной регистрации права.
Жильцы дома ... по ул. ... осенью 2012 года обращались к прокурору Дзержинского района г. Новосибирска по поводу незаконной установки 30.09.2012 года во дворе дома ограничителей парковки. Указали, что в результате этого небольшая часть жильцов получила преимущественное право на парковку на общей территории, чем нарушены права остальных граждан. Просили обязать органы внутренних дел пресечь нарушение закона и привлечь к ответственности лиц, виновных в указанном нарушении, а также рассмотреть вопрос об ответственности ООО «Н» за ненадлежащее благоустройство территории, выразившееся в неустановке ограждений, препятствующих проезду автомобилей на газоны.
17.10.2012 года прокурором района указанное обращение жильцов дома ... по ул. ... направлено главе администрации Дзержинского района г. Новосибирска для рассмотрения по существу и дачи ответа. Ефимченко Н.В. сообщено о направлении заявления в администрацию в копии сопроводительного письма для объявления остальным заявителям.
06.11.2012 года администрацией Дзержинского района г. Новосибирска Ефимченко Н.В.(для объявления остальным заявителям) дан ответ о том что 30.10.2012 года специалистами администрации района проведено выездное обследование придомовой территории дома ... по ул. ... Факты, указанные в обращении граждан, подтвердились. Сообщено, что, по информации ООО «Н», в настоящее время протокол общего собрания с решением об установке ограничителей парковочных мест отсутствует. В связи с этим, установка ограничителей парковочных мест является неправомерной.
Заявителям рекомендовано обратиться в суд с требованием о защите нарушенного права.
Также разъяснено, что для установки ограждений газонов собственникам многоквартирного дома необходимо на общем собрании принять положительное решение о производимых работах и их финансировании, обратиться в управляющую организацию для производства данного вида работ.
Согласно ответу ООО «Н» от 09.11.2012 года на обращение жильца дома ... по ул. ... ФИО1 11.10.2012 года внеочередным общим собранием собственников указанного многоквартирного дома принято решение об установке парковочных карманов напротив первого подъезда и торца дома ... по ул. ... на придомовой территории дома ... по ул. ... Решение собрания оформлено соответствующим протоколом и принято большинством голосов. Основанием для прекращения действия решения общего собрания собственников многоквартирного дома является только решение суда или другое решение общего собрания собственников многоквартирного дома.
Администрацией района г. Новосибирска 17.10.2012 года также был дан ответ на обращение ФИО1 по вопросу установки ограничителей парковочных мест.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О прокуратуре в Российской Федерации» (в редакции от 03.12.2012 года, с изменениями от 30.12.2012г.) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Таким образом, к компетенции органов прокуратуры не относится надзор за соблюдением участниками гражданского оборота гражданских и жилищных прав, в частности, по поводу владения, пользования и распоряжения общим имуществом многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации «О прокуратуре в Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор:
рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба…
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Оснований для обращения в суд в интересах граждан прокурор в данном случае не усмотрел. При рассмотрении обращений граждан прокурор самостоятельно определяет, какие меры прокурорского реагирования следует предпринять, в соответствии с Законом РФ « О прокуратуре в РФ» никто не вправе вмешиваться в деятельность прокуратуры.
Обращение жильцов дома ... по ул. ... было направлено прокурором для рассмотрения и дачи ответа в администрацию Дзержинского района г. Новосибирска.
Поэтому доводы Ефимченко Н.В. о бездействии прокуратуры по вопросу незаконной, с точки зрения заявителя, установки ограничителей парковочных мест во дворе дома ... по ул. ... в г. Новосибирске не состоятельны.
Оснований для обязания прокуратуры Дзержинского района г. Новосибирска вынести предписание ООО «Н» о ликвидации незаконно установленных блокираторов парковочных мест, при необходимости обратиться в суд в защиту интересов граждан не имеется.
В ходе рассмотрения дела установлено, что администрацией района было проведено выездное обследование придомовой территории дома ... по ул. ..., дан ответ на обращение граждан, в том числе и Ефимченко Н.В., в установленный законом Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срок, а также разъяснены положения закона и право обратиться в суд за защитой нарушенного права.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе, межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживании, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, относится к компетенции общего собрания собственников жилых помещений.
Следовательно, собственники многоквартирного дома ... по ул. ..., в том числе и Ефимченко Н.В., вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав, оспорить решение общего собрания собственников многоквартирного дома по вопросу установки ограничителей парковочных мест (в случае если такое решение принималось).
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин … вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной вла