Номер дела 2-4358/2014 ~ М-4018/2014
Дата суд акта 24 декабря 2014 г.
Категория гражданского дела Жалобы на неправ. дейст. (безд.) - органов государственной власти, органов местного самоуправления
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Центральный банк РФ
ЗАЯВИТЕЛЬ Жданов А. Ф.
Представитель истца Гончаров И.В.

Дело №2-4358/2014

Поступило в суд 21.11.2014 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 декабря 2014годаг. Новосибирск

Заельцовский районный суд г. Новосибирска

Вс о с т а в е:

ПредседательствующегоН. Е. Кузнецовой,

С участием представителей сторон: И.В.Гончарова, А.Н.Журавлева,

При секретареО.С.Богдановой,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Жданова А. Ф. об оспаривании действий (бездействия) ГРКЦ ГУ Банка Р. по НСО,

У с т а н о в и л:

Жданов А.Ф. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) ГРКЦ ГУ Банка России по НСО, в обоснование которого указал, что xx.xx.xxxx года он обратился в ГРКЦ ГУ Банка России по НСО с заявлением о взыскании денежных средств со счета его должника ГБУЗ НСО «Консультативно-диагностическая поликлиника __». Работник ГРКЦ ГУ Банка по НСО – главный экономист Т.А.<данные изъяты> принимать и регистрировать его заявление отказалась, на его требование изложить отказ и мотивы в письменном виде, <данные изъяты> Т.А. на его заявлении написала от руки текст отказа.

Считает, что в ГРКЦ ГУ Банка России по НСО его заявление не было принято и зарегистрировано, что свидетельствует о нарушении со стороны заинтересованного лица в лице его работника Т.А.<данные изъяты> норм материального права, изложенных в ст.8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», действия (бездействие) заинтересованного лица нарушает его право на обращение в государственные органы (статья 33 Конституции РФ).

Данные действия (бездействие) заинтересованного лица ГРКЦ ГУ Банка России по НСО, которые осуществлены xx.xx.xxxx года и выразились в отказе работника ГРКЦ ГУ Банка России по НСО- главного экономиста Т.А.<данные изъяты> принять и зарегистрировать его заявление о взыскании денежных средств со счета должника ГБУЗ НСО «Консультативно- диагностическая поликлиника __» - подлежит признанию незаконным.

Просит суд признать действия (бездействие) ГРКЦ ГУ Банка России по НСО, которые осуществлены xx.xx.xxxx года и выразились в отказе работника ГРКЦ ГУ Банка России по НСО – главного экономиста Т.А.<данные изъяты> принять и зарегистрировать его заявление о взыскании денежных средств со счета его должника ГБУЗ НСО «Констультативно- диагностическая поликлиника __; обязать ГРКЦ ГУ Банка России по НСО устранить допущенное нарушение путем принятия и регистрации его заявления о взыскании денежных средств со счета его должника ГБУЗ НСО «Консультативно-диагностическая поликлиника __».

Жданов А.Ф. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом (л.д.44), уважительных причин своей неявки суду не представил. В ходе судебного разбирательства пояснял, что данными действиями заинтересованного лица были нарушены его права на регистрацию его заявления и получения ответа в письменном виде, а также указал, что в результате действий заинтересованного лица Жданов А.Ф. был лишен права своевременно сдать исполнительный лист на взыскание в банк его должника, что причинило ему убытки в связи с инфляцией.

Представитель заявителя –Гончаров И.В. в судебном заседании на требованиях и доводах заявления настаивал в полном объеме. Кроме того, представил дополнение к заявлению в котором указал, что Банк России и его территориальный орган-ГРКЦ ГУ Банка России по НСО – в силу ст.75 Конституции РФ является конституционным (государственным) органом власти.

Тем самым непринятие и нерегистрация заявления заявителя с исполнительным листом в ГРКЦ ГУ Банка России по НСО нарушает его конституционное право заявителя на обращение в органы государственной власти.

Тем более, что в силу п.2.1 Положения о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями, утвержденного Банком России xx.xx.xxxx года __ представленные исполнительный документ и заявление взыскателя регистрируются банком в журнале произвольной формы, на заявлении ставится отметка банка о приеме заявления и исполнительного документа с указанием даты приема, заверенная подписью бухгалтерского работника банка и штампом банка.

Из представленных в дело доказательств, что не опровергнуто представителем заинтересованных лиц, следует что заявление заявителя с исполнительным листом зарегистрировано в журнале ГРКЦ ГУ Банка России по НСО не было, также как не были поставлены отметка о приеме заявления, подпись работника и штамп банка (л.д.68).

Представитель ГУ по НСО Банка России в судебном заседании требования заявителя не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление в котором указал, что в соответствии со ст.83 ФЗ РФ №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую помимо прочих входят территориальные учреждения и расчетно-кассовые центры.

Со ссылкой на ст.1 Положения Банка России «О территориальных учреждениях Банка России» от 29.07.1998 __ указывает, что Территориальное учреждение ЦБ РФ является обособленным подразделением ЦБ РФ, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации часть его функций в соответствии с указанным Положением, другими нормативными актами Банка России.

Головной расчетно-кассовый центр г. Новосибирск Центрального банка РФ по НСО является структурным подразделением Банка России, действующим в составе территориального учреждения Банка России (Главного управления Центрального банка Российской Федерации по НСО).

Приказом ГУ ЦБ РФ по НСО от 27.12.2013 года №ОДТ-631 был утвержден Порядок приема и исполнения расчетно-кассовыми центрами ГУ Банка России по НСО распоряжений взыскателей.

Распоряжением ГУ ЦБ РФ по НСО от 16.05.2011 года __ в целях обеспечения безопасности расчетов и усиления контроля за документооборотом были назначены ответственные лица за прием исполнительных документов в дошлюзовой зоне Главного управления, в числе которых и <данные изъяты> Т.А.

Из объяснения главного экономиста учетно- операционного отдела ГРКЦ <данные изъяты> Т.А. следует, что рассмотрев представленные Заявителем документы, она указала Жданову А.Ф., что счет указанный в исполнительном листе должнику в ГРКЦ не открыт и исполнение требований исполнительного листа не представляется возможным.

После предъявления заявителем официальной информации ФНС от xx.xx.xxxx года о действующем счете должника, <данные изъяты> Т.А. оперативно выяснила, что указанный счет принадлежит Департаменту финансов и налоговой политики Мэрии г. Новосибирска, в связи с чем до заявителя была доведена информация о том, что в соответствии с Распоряжением Правительства Новосибирской области от 05.12.2012 года №415-рп ГБУЗ НСО «Консультативно-диагностическая поликлиника __» (имущество) из муниципальной собственности было передано в государственную собственность НСО. Таким образом, заявителю было рекомендовано обратиться в территориальное управление Федерального казначейства. При этом <данные изъяты> Т.А., действуя в интересах заявителя, проявляла максимальное участие в его вопросе, давая исчерпывающую информацию и разъясняя его дальнейшие шаги. Никаких дополнительных заявлений от заявителя не поступало. Считая вопрос урегулированным, стороны разошлись.

Таким образом, требования заявителя о признании действий (бездействия) ГРКЦ, выразившиеся в «отказе» работника Бондаренко Т.А. принять и зарегистрировать заявление о взыскании денежных средств со счета должника ГБУЗ НСО «Консультативно-диагностическая поликлиника __», считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку его права либо свободы не были нарушены. А действия Заявителя, получившего исчерпывающую консультацию и, не обратившись в территориальный орган Федерального казначейства, а подав соответствующее заявление в суд, считают злоупотреблением правом, что в силу ст.10 ГК РФ не допускается.

Просят суд в удовлетворении заявления Жданова А.Ф. отказать (л.д.46-48).

Выслушав представителя заявителя, представителя ГУ ЦБ России, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований Жданова А.Ф. по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч.1 ст.258 ГПК РФ).

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ч.1 ст.256 ГПК РФ).

Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, указанной в п.25 и п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Судом установлено:

В силу ст.1 ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является юридическим лицом.

Согласно ст.83 и ст. 84 названного закона Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России. Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства.

Статьей 1 Положения о территориальных учреждениях Банка России, утвержденного Центральным Банком России 29.07.1998 года №46-П установлено, что Территориальное учреждение Центрального банка РоссийскойФедерации (Банка России) (в дальнейшем - территориальное учреждение) - обособленное подразделение Центрального банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций в соответствии с настоящимПоложением, другими нормативными актами Банка России и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальнойструктурой управления.

Территориальные учреждения, как правило, создаются натерритории субъектов Российской Федерации. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации. Территориальными учреждениями Банка России являются его Главные управления в краях, областях и автономных округахРоссийской Федерации, городах Москве и Санкт - Петербурге, Национальные банки республик в составе Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 4 названного положения Территориальное учреждение не имеет статуса юридического лица и обладает полномочиями, предоставленными ему настоящим Положением и нормативными актами Банка России.

Расчетно- кассовый центр Центрального Банка России это структурное подразделение Банка России, действующее в составе территориального учреждения Банка России (Типовое положением о расчетно-кассовом центре Банка России от 7 октября 1996 г. № 336).

Частью 1 ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Как следует из заявления Жданова А.Ф. его требования предъявлены в том числе к Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по НСО, которое в силу названных выше норм права не является юридическим лицом и как следствие не может быть истцом или ответчиком в суде.

Далее, судом установлено, что xx.xx.xxxx года Жданов А.Ф. обратился в ГРКЦ ГУ Банка России по НСО с заявлением в котором просил принять к исполнению исполнительный документ- исполнительный лист о взыскании с ГБУЗ « Консультативно – диагностическая поликлиника __» <данные изъяты> рублей (л.д.12).

Главным экономистом ГРКЦ ГУ Банка России <данные изъяты> Т.А., являющейся ответственной за прием исполнительных документов от представителей банков и сторонних организаций, нотариусов, адвокатов, судебных приставов и граждан в дошлюзовой зоне Главного управления на основании распоряжения начальника ГУ по НСО ГРКЦ г. Новосибирска Центрального Банка России от 16 мая 2011 года № РЦ-164 (л.д.50), на заявлении Жданова А.Ф. письменно указала, что «счет для должника, указанного в исполнительном листе ГБУЗ НСО «Консультативно-диагностическая поликлиника __ в ГРКЦ ГУ Банка России по НСО не открыт. В связи с чем списание денежных средств не представляется возможным», поставила свою подпись с ее расшифровкой и указанием должности, а также дату (л.д.12).

Как следует из пункта 1 статьи 1 ФЗ РФ «О прядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» настоящим федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Согласно ч.2 ст. 8 названного Закона письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

В соответствии со ст.12 данного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Пунктом 4 части 1, ч.3 статьи 10 ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу постановленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

При этом законодатель не предусматривает обязательную форму письменного ответа на обращение граждан.

В соответствии со ст.7 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

В соответствии с приказом банка России от 22 мая 2013 года №ОД-262 «Об обеспечении незамедлительного исполнения требований о взыскании денежных средств» и.о. начальника Главного Управления по НСО Банка России утвержден Порядок приема и исполнения расчетно-кассовыми центрами ГУ Банка России по НСО рас