Номер дела 2а-313/2017 (2а-3819/2016;) ~ М-3539/2016
Дата суд акта 8 января 2017 г.
Категория гражданского дела Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов ... -> прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Языковский И. И.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Совет депутатов г.Новосибирска
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Мэрия г. Новосибирска
Представитель ответчика Маликова С.А.
Представитель и+о? Мищенко Д.В.

Дело а-313/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 января 2017 года г. Новосибирск

Советский районный суд города Новосибирска в составе

председательствующего судьи Толстик Н.В.

при секретаре Певцовой А.С.

с участием

административного истца Языковского И.И.

представителя административного ответчика Маликовой С.А.

представителя заинтересованного лица Мищенко Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Языковского И. И.ча к Совету депутатов города Новосибисрка о признании незаконным отказа принять решение о проведении публичных слушаний по инициативе населения города Новосибирска,

у с т а н о в и л:

Языковский И.И. обратился в суд с административным иском к Совету депутатов города Новосибирска о признании незаконным отказа принять решение о проведении публичных слушаний по инициативе населения города Новосибирска.

Административный иск обоснован следующим. Реализуя свое право, жители города Новосибирска на основании пункта 5.4 Положения о публичных слушаниях в городе Новосибирске, утвержденного Решением Городского Совета депутатов г. Новосибирска от 25.04.2007 , инициировали проведение публичных слушаний по проекту «О внесении изменений в проект планировки территории жилого района ОбьГЭС в Советском районе г. Новосибирска, предусматривающих включение в проект планировки территории жилого района ОбьГЭС в Советском районе строительство спортивно-оздоровительного комплекса с 50-ти метровым бассейном, со спортивным манежем и залом для единоборств, а также досугового центра с кинотеатром». 14.10.2016 в Совет Депутатов направлено соответствующее заявление о проведении публичных слушаний со всеми необходимыми приложениями.

02.11.2016 в письме , направленном Административному истцу, Совет указал, что направил заявление инициативной группы мэру города Новосибирска с просьбой выразить мнение относительно принятия решения о проведении публичных слушаний по инициативе населения.

Мэрия города Новосибирска в лице Департамента строительства и архитектуры, в ответе от 17.11.2016 на имя председателя Совета депутатов города Новосибирска, высказала мнение об отказе в проведении публичных слушаний.

Совет в письме от 02.12.2016 указал административному истцу, что поданные документы не отвечают требованиям, установленным Градостроительным кодексом РФ, рассмотрение данного проекта на публичных слушаниях не представляется возможным.

Таким образом, Совет отказал инициативной группе в проведении публичных слушаний по инициативе населения и возвратил заявление от 14.10.2016 со всеми приложениями.

Административным истец считает, что отказ Совета депутатов принять решение о назначении публичных слушаний создает препятствия к осуществлению гражданами их прав, свобод и законных интересов, связанных с созданием комфортной среды проживания и жизнедеятельности в жилом районе ОбьГЭС Советского района г. Новосибирска.

По мнению административного истца, отказ Совета депутатов принять решение о назначении публичных слушаний не соответствует Уставу города Новосибирска и Положению о публичных слушаниях в городе Новосибирске.

Инициативной группой были соблюдены все требования, предусмотренные пунктами 3.1 и 5.4 Положения о публичных слушаниях, а значит, оснований для отказа в их назначении у Совета не имелось.

В ответе Совета депутатов от 02.12.2016 указано о несоответствии представленного инициативной группой проекта планировки территории требованиям Градостроительного кодекса РФ, а именно сделана ссылка на отсутствие материалов по обоснованию проекта планировки территории, которые в соответствие с Градостроительным кодексом РФ являются составной частью проекта планировки территории.

Вместе с тем, по доводам Языковского И.И., в пункте 5.4 Положения отсутствует требование к представляемым документам для назначения публичных слушаний о том, чтобы документы содержали материалы по обоснованию проекта планировки территории в соответствие с Градостроительным кодексом РФ.

В заявлении, адресованном Совету депутатов города Новосибирска от 14.10.2016, инициативной группой населения был представлен проект муниципального правового акта и были сделаны указания на соответствующий проект.

При таких обстоятельствах административный истец полагает, что оснований для отказа в назначении публичных слушаний у Совета депутатов города Новосибирска не имелось. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

В судебном заседании Языковский И.И. административный иск поддержал, дал соответствующие объяснения (л.д.63-65).

Представитель административного ответчика – Совета Депутатов города Новосибирска - Маликова С.А., действующая на основании доверенности, представила в материалы дела письменные возражения относительно заявленных требований (л.д.66-69).

Представитель заинтересованного лица – мэрии города Новосибирска – Мищенко Д.В., действующий на основании доверенности, полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.71-72).

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Общий порядок назначения публичных слушаний в городе Новосибирске урегулирован статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Положением о публичных слушаниях в городе Новосибирске.

Положение о публичных слушаниях в городе Новосибирске утверждено Решением городского Совета от 25.04.2007 с последующими изменениями (далее по тексту – Положение о публичных слушаниях).

Публичные слушания – это форма реализации прав граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории города Новосибирска и обладающих избирательным правом, на участие в процессе обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения (раздел 1 Положения о публичных слушаниях).

Согласно статье 28 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 2 статьи 20 Устава города Новосибирска, пункта 5.1 Положения о публичных слушаниях, публичные слушания, проводимые по инициативе населения, назначаются представительным органом муниципального образования.

Как установлено судом, 14.10.2016 инициативная группа населения, участником которой являлся Языковский И.И., обратилась в Совет депутатов города Новосибирска с заявлением , в котором инициировала проведение публичных слушаний по проекту «О внесении изменений в проект планировки территории жилого района ОбьГЭС в Советском районе г. Новосибирска, предусматривающих включение в проект планировки территории жилого района ОбьГЭС в Советском районе строительство спортивно-оздоровительного комплекса с 50-ти метровым бассейном, со спортивным манежем и залом для единоборств, а также досугового центра с кинотеатром» (л.д.7-10).

В заявлении инициативной группы предлагалось внести следующие изменения в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 «О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска», касающиеся проекта планировки территории жилого района ОбьГЭС в Советском районе города Новосибирска:

- для размещения социально-значимых объектов на земельных участках между кварталами и , а также между кварталами и перевести указанные земельные участки из зоны природной (Р-1) в зону делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1) для строительства спортивно-оздоровительного комплекса с 50-ти метровым бассейном, со спортивным манежем и залом для единоборств, а также досугового цента с кинотеатром.

К заявлению инициативной группы был приложен проект муниципального правового акта – постановления мэрии города Новосибирска, выносимый на публичные слушания, а также была обоснована необходимость рассмотрения указанного проекта на публичных слушаниях вместе с подписными листами инициативной группы о проведении публичных слушаний (л.д.11-30).

Оспариваемым ответом Совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2016 инициативной группе населения разъяснено, что рассмотрение представленного проекта на публичных слушаниях не представляется возможным, поскольку внесенные в Совет документы не отвечают требованиям, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Отдельно указано, что в нарушение требований статьи 42 Градостроительного кодекса РФ, представленный инициативной группой проект не содержит материалов по обоснованию проекта планировки территории, а кроме того, не соблюдены требования к содержанию основной части проекта планировки территории.

В ответе Совета депутатов инициативной группе разъяснено, что в целях вынесения предлагаемого проекта решения на публичные слушания необходимо устранить выявленные нарушения.

При этом, указано, что в случае, если заказчиком документации по планировке территории выступает физическое или юридическое лицо, то согласно пункту 3.6 Порядка подготовки документации по планировке территории города Новосибирска, установленного решением Совета депутатов города Новосибирска от 21.05.2008 , документация по планировке территории предоставляется ими в департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска.

На основании изложенного, в оспариваемом ответе Совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2016 заявителям предложено для устранения имеющихся в проекте недостатков обратиться в Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (л.д.31-32).

Как установлено судом, внесенный инициативной группой проект планировки территории жилого района «ОбьГЭС», действительно, не содержал материалов по обоснованию проекта планировки территории, являющихся в соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса РФ его обязательной составной частью.

Административным истцом не отрицался тот факт, что заявленный ими проект планировки территории проверку со стороны департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска не проходил.

В рамках настоящего административного иска Языковский И.И. указывает, что ответ Совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2016 нарушает нормы Устава города Новосибирска и Положения о публичных слушаниях в городе Новосибирске.

Так, в соответствие с пунктом 5.5 Положения о публичных слушаниях, Совет принимает решение о назначении публичных слушаний по инициативе населения города Новосибирска при соблюдении инициативной группой требований, предусмотренных пунктами 3.1 и 5.4 настоящего положения.

В силу пункта 3.1 Положения о публичных слушаниях, слушания могут проводиться для обсуждения проектов.

В силу пункта 5.4 Положения о публичных слушаниях, в случае проведения слушаний по инициативе населения города Новосибирска, инициативная группа представляет в Совет следующие документы:

- заявление с указанием проектов, выносимых на слушания, и обоснованием необходимости их рассмотрения вместе с подписным листом в поддержку инициативы по проведению слушаний согласно приложению 1 к настоящему Положению, предложения по дате и месту проведения слушаний;

- список предлагаемых представителей от инициативной группы в состав Оргкомитета, в количестве не более 10 человек.

По доводам административного истца, все требования пунктов 3.1 и 5.4 Положения инициативной группой были соблюдены, а, следовательно, оснований для отказа в назначении публичных слушаний не имелось.

Проверяя законность оспариваемого ответа Совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2016 , суд учитывает следующее.

Как установлено выше, прилагаемым к заявлению инициативной группы от 14.10.2016 проектом муниципального правового акта предусмотрено вынесение на публичные слушания проекта планировки территории жилого района «ОбьГЭС» в Советском районе (л.д.15-30).

В соответствии с пунктом 3.2 Положения о публичных слушаниях в городе Новосибирске, на слушания, наряду с прочим, должны выноситься проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Проект планировки территории – это вид документации по планировки территорий, правовой статус которой регламентируется статьями 41-46 Градостроительного кодекса РФ.

Публичные слушания по проектам планировки территории представляют собой обязательный составной этап процедуры подготовки и утверждения документации по планировки территории.

Подготовка и утверждение документации по планировке территории регламентируется на федеральном уровне статьями 45,46 Градостроительного кодекса РФ.

На муниципальном уровне, Решением Совета депутатов города Новосибирска от 21.05.2008 с последующими изменениями, утвержден Порядок подготовки документации по планировке территории города Новосибирска, который определяет процедуру подготовки документации по планировке территории города Новосибирска, разрабатываемой на основании решения мэра города Новосибирска.

Таким образом, процедура подготовки и утверждения документации по планировке территории, в том числе, проекта планировки территории, четко регламентирована на законодательном уровне и не является произвольной.

Статья 46 Градостроительного кодекса РФ регламентирует особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа.

В соответствии с пунктом 1 данной статьи, решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2-4.2 и 5.2 статья 45 Градостроительного кодекса РФ, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Аналогичная норма содержится в пункте 3.2 Порядка подготовки документации по планировке территории города Новосибирска, утвержденного Решением Совета депутатов города Новосибирска от 21.05.2008 , в соответствии с чем, решение о подготовке документации по планировке территории принимается мэром по собственной инициативе либо, в частности, на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Соответственно, физические или юридические лица вправе обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления с предложением о подготовке документации по планировке территории, на основании которого данный орган принимает соответствующее решение.

В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения и объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

В соответствии с пунктом 3.6 Порядка подготовки документации по планировке территории города Новосибирска, утвержденного Решением Совета депутатов города Новосибирска от 21.05.2008 , если заказчиком документации по планировке территории в соответствии с частями 8 и 8.1 статья 45 Градостроительного кодекса РФ выступает физическое или юридическое лицо, документация по планировке территории предоставляется ими в департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска.

Департамент в течение тридцати дней со дня поступления документации по планировке территории осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, в том числе направляет на согласование в:

организации, обслуживающие инженерные сети;

профильные структурные подразделения мэрии города Новосибирска;

министерство культуры Российской Федерации;

управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области.

В силу пункта 3.7 Порядка подготовки документации по планировке территории города Новосибирска, утвержденного Решением Совета депутатов города Новосибирска от 21.05.2008 , по результатам проверки департамент принимает решение о направлении мэру документации по планировке территории на утверждение либо об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

В соответствии с пунктом 3.8 Порядка подготовки документации по планировке территории города Новосибирска, утвержденного Решением Совета депутатов города Новосибирска от 21.05.2008 , проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории, на основании решения мэра до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Публичные слушания по проектам планировки территории и проектам межевания территории организуются и проводятся в соответствие с Уставом города Новосибирска, Положением о публичных слушаниях в городе Новосибирске, статьей 16 Правил землепользования и застройки города Новосибирска с учетом норм Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 6 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Как указано выше, в городе Новосибирске такой порядок утвержден Решением городского Совета от 25.04.2007 в Положении о публичных слушаниях в городе Новосибирске.

После проведения в установленном порядке публичных слушаний по проекту планировки территории следует дальнейшая процедура его утверждения мэром города Новосибирска (пункты 3.8-3.10 Порядка подготовки документации по планировки территории города Новосибирска, утвержденного Решением Совета депутатов города Новосибирска от 21.05.2008 ).

Из анализа приведенных выше норм права следует, что публичные слушания являются обязательным промежуточным этапом в единой процедуре подготовки и утверждения документации по планировке территории.

При этом, публичным слушаниям предшествует отдельный самостоятельный этап подготовки такой документации, регламентированный н