Номер дела 2-933/2014 ~ М-747/2014
Дата суд акта 2 октября 2014 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Связанные с приватизацией жилой площади
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Уткина З. В.
ОТВЕТЧИК Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО
ОТВЕТЧИК ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Территориальное отделение (заселения г. Южно-Сахалинск
ОТВЕТЧИК Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в НСО
ОТВЕТЧИК Министерство обороны РФ
ОТВЕТЧИК Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ
ОТВЕТЧИК "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
ТРЕТЬЕ ЛИЦО ФГУ 2-й отдел "Центррегионжилье" МО РФ
ТРЕТЬЕ ЛИЦО ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ"
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Уткин С. В.
Представитель истца Токарева О.В.

Дело № 2-933/2014

Поступило в суд 23 мая 2014 года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«02» октября 2014 года г. Новосибирск

Первомайский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Бобриковой А.О.,

с участием представителя истцаТокаревой О.В.,

при секретаре судебного заседанияКомлевой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уткиной З. В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное Управление имущественных Отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Специальное Территориальное Управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в НСО, ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности в порядке приватизации,

установил:

Уткина З.В. обратилась в суд с иском, в котором просила признать право собственности в порядке приватизации на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований Уткина З.В. указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ с Уткиным С.В. был заключен договор социального найма жилого помещения в виде: двухкомнатной квартиры общей площадью 53,60 кв.м., на основании которого ему была предоставлена в бессрочное владение и пользование <адрес>, общей площадью 53,60 кв.м., в которой, зарегистрирована и проживает в настоящее время истец, производит оплату всех коммунальных платежей, содержит и пользуются данным жилым помещением. Решив приватизировать <адрес>, Уткина С.В. обратилась к ответчикам с заявлением о бесплатной передаче квартиры в собственность, однако получила ответы, что указанные ответчики не наделены полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан, в связи, с чем рекомендовано обратиться в суд для решения данного вопроса. Таким образом, истец, не имеет возможности приватизировать занимаемое жилое помещение и подать все необходимые документы для оформления договора приватизации и в дальнейшем зарегистрировать право собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО, в связи, с чем истец и обратился в суд с вышеуказанным иском.

В судебном заседании к участию в деле привлечено в качестве соответчика - ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.

Истец Уткина З.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представила заявление, в котором просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель истца Токарева О.В. действующая по доверенности, в судебном заседании доводы изложенные в иске поддержала, просила заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика – Министерство обороны РФ в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, причин не явки суду не сообщил.

Представитель ответчика – Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, причин не явки суду не сообщил.

Представитель ответчика – ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель ответчика – ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ – в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель ответчика – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель третьего лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин не явки суду не сообщил.

Представитель третьего лица – ФГУ 2-ой отдел «Центррегоионжилье» Министерства обороны РФ в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин не явки суду не сообщил.

Представитель третьего лица – ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин не явки не сообщил.

Третье лицо – Уткин С.В. в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, причин не явки суду не сообщил.

Суд определил рассмотреть дело в соответствии со ст. 233 ГПК РФ в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства, так как они не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили об отложении дела и о рассмотрении дела в их отсутствие. Определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства внесено в протокол судебного заседания.

В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

Статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает право граждан Российской Федерации, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. По смыслу вышеуказанной статьи Закона, право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В силу статьи 11 вышеуказанного закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести в собственность жилое помещение в порядке приватизации.

В соответствии с приказом Министра обороны от 03.11.2010 г. N 1455 в целях организации деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации по исполнению требований постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" (далее - постановление), а также Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее - инструкции), утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 г. N 1280, определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций. Установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации: в том числе федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав собранные по делу доказательства, оценив представленные сторонами доказательства, приходит к следующему.

Судебным разбирательством установлено, что собственником <адрес> расположенной по адресу: <адрес> является Российская Федерация, указанное имущество передано в оперативное управление ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений», что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50).

В соответствии с договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заключенного на основании извещения от ДД.ММ.ГГГГ руководителя Департамента жилищного обеспечения МО РФ о распределении жилого помещения и решения от 22.02.2013г. о предоставлении жилых помещений по договору социального найма ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ Уткину С. В. передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из 2 комнат в отдельной квартире, общей площадью 53,6 кв.м. по адресу <адрес> (л.д. 7).

Указанный договор социального найма не оспорен, недействительным не признан, а потому подвергать сомнению законность предоставления истцам спорного жилого помещения, оснований не имеется.

Уткин С.В., а также член его семьи Уткина З.В. были вселены в двухкомнатную <адрес>.

Согласно данных технического паспорта жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> имеет следующие технические характеристики: общая площадь 53,6 кв.м., жилую площадь 30,0 кв.м. (л.д. 19-20).

Согласно данных выпиской из домовой книги в <адрес> зарегистрированы и проживают Уткин С. В. – наниматель, Уткина З. В. – жена (л.д. 40).

Уткина З.В. других жилых помещений в пользовании или собственности не имеет, свое право приватизации до настоящего времени не использовала, в том числе на территории субъектов РФ, где проживала ( л.д. 11, 22, 23, 26, 43).

Третье лицо - Уткин С.В. дал свое нотариальное согласие на приватизацию <адрес>, в пользу Уткиной З. В., без его участия и включения в число собственников (л.д. 9).

В 2013 году Уткин С.В. обратился в ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, с заявлением о бесплатной передаче квартиры в собственность, Уткиным С.В. был получен ответ, что полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» полномочиями не наделено, в связи, с чем заключить договор передачи в собственность жилого помещения не представляется возможным и рекомендовано обратиться в суд для решения данного вопроса (л.д. 15).

Других жилых помещений в пользовании или собственности истец не имеет, свое право приватизации до настоящего времени не использовала, в том числе на территории Новосибирской области.

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» гласит, что согласно ч.2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 7).

Истец не может воспользоваться своим правом на приобретение в собственность жилого помещения, переданного по договору социального найма, что нарушает положения ст.35 Конституции РФ и ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Поскольку государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права, что при невозможности гражданина по независящим от него причинам реализовать свое право на приватизацию, позволяет ему обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, требования истца о признании за ней права собственности в порядке приватизации на жилое помещение – <адрес>, общей площадью – 53,6 кв.м., жилой площадью – 30,0 кв.м., вспомогательной площадью – 23,6 кв. м. подлежат удовлетворению, поскольку спорная квартира находится в государственной собственности, истец Уткина З.В. является членом семьи нанимателя Уткина С.В., которая ранее своего права на приватизацию не использовала и в настоящее время не может реализовать свое право на приватизацию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд