Номер дела 2-1274/2015 ~ М-827/2015
Дата суд акта 29 апреля 2015 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Бондаренко Б. О.
ОТВЕТЧИК Мэрия г. Новосибирска
ОТВЕТЧИК Администрация Кировского р-на
Представитель ответчика Беляев Н.Н.
Представитель ответчика Гилева Н.Г.
Представитель и+о? Саулина К.С.
Представитель истца Петросян Е.О.

Дело № 2-1274/15

Поступило в суд 06.03.2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 апреля 2015 года г. Новосибирск

Кировский районный суд г. Новосибирска в составе:

судьи Тепляковой И.М.

при секретаре Кожевниковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаренко Бориса Олеговича к администрации Кировского района г. Новосибирска, мэрии г.Новосибирска о включении в список на предоставление жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Бондаренко Б.О. обратился в суд с названным иском, в обоснование указал, что его мать после рождения от него отказалась, он находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГКУЗ НСО «Специализированный дом ребенка для детей <данные изъяты>», затем направлен в детский дом, Купинскую школу-интернат, Областной реабилитационный детский дом. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучался в ГБПОУ НСО «Искитимский центр профессионального обучения» по профессии «Плодоовощевод, цветовод», находился на полном государственном обеспечении. Биологическая мать истца умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства <данные изъяты>, никаких мер по закреплению за истцом жилой площади не предпринималось. Заместитель главы администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ сообщил директору, что жилищный вопрос будет рассмотрен непосредственно после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания. Директор МОУ Колыванская средняя специализированная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями от развития ДД.ММ.ГГГГ направил в отдел опеки и попечительства <адрес> ходатайство о включении истца в список для получения внеочередного жилья, на которое ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, что истец внесен в указанный список. Директор ДД.ММ.ГГГГ обратился в отдел опеки с запросом о подтверждении информации о включении в список, на что получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что истец не состоит на учете. Директор ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обращался в администрацию <адрес> с заявлениями о включении истца в список на внеочередное предоставление жилья, на что ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о непостановке на учет. Директор ДД.ММ.ГГГГ сделал запрос в ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» о наличии сведений о регистрации прав истца. <данные изъяты>. директор школы обращался в администрацию <адрес> об оказании помощи в постановке истца на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Директор ДД.ММ.ГГГГ вновь обратился в администрацию <адрес> с заявлением о постановке истца на учет нуждающихся. На учет истец был принят только ДД.ММ.ГГГГ по его заявлению на основании приказа администрации <адрес>. Истец полагал, что его права нарушены, так как ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось <данные изъяты>, но он не обеспечен до настоящего времени жилой площадью. Полагал, что он должен быть поставлен на учет с ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела Бондаренко Б.О. уточнил заявленные требования, просил обязать администрацию Кировского района г. Новосибирска включить его с ДД.ММ.ГГГГ в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Представитель ответчика – администрации Кировского района г. Новосибирска Беляев Н.Н. в суд не явился, представил возражения на исковое заявление, указал, что для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, необходимо обратиться в районную администрацию. Доводы истца о том, что он подлежал включению в список ДД.ММ.ГГГГ., основаны на неверном толковании закона. Если лицо относилось к указанной в законе категории до ДД.ММ.ГГГГ оно должно быть признано лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. На полном государственном обеспечении Бондаренко Б.О. находился вплоть до ДД.ММ.ГГГГ. Он включен в список ДД.ММ.ГГГГ, его право на обеспечение жильем будет реализовано в установленном законом порядке. Данный приказ истцом не обжалован. ДД.ММ.ГГГГ отдел опеки и попечительства администрации района формировал базу учета, однако он не являлся аналогом списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Довод истца о том, что его в ДД.ММ.ГГГГ. включили в указанный список, не соответствует действительности и не основан на законе. В части требований об обеспечении жилым помещение администрация района является ненадлежащим ответчиком, так как обеспечение жилыми помещениями не осуществляет. Просил в иске отказать. (л.д. 36-39)

Представитель ответчика Мэрии г.Новосибирска Гилева Н.Г. оставила удовлетворение уточненных исковых требований на усмотрение суда, против первоначального иска возражала. Указала, что внеочередное предоставление жилого помещения на условиях социального найма законом не предусмотрено. Обеспечение производится по сводному списку, в который истец включен. Согласно разъяснениям к закону обеспечение детей-сирот производится по действующим положениям закона, который обратной силы не имеет. Постановкой на учет нуждающихся занималась администрация района. (л.д. 107, 114-115)

Представитель Министерства социального развития Новосибирской области Саулина К.С. по предъявленным исковым требованиям возражала, поскольку законом не предусмотрено предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке. Рассмотрение уточненных исковых требований оставила на усмотрение суда.

Представитель Правительства – Новосибирской области Петросян Е.О. извещен, не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в отзыве указал, что у Бондаренко Б.О. возникло право на обеспечение его специализированным жилым помещением на условиях договора специализированного найма в связи с достижением им возраста ДД.ММ.ГГГГ лет.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции до 01.01.2013г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу абз. 1 п. 1 ст. 8 ФЗ N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста ДД.ММ.ГГГГ лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно абз. 1 п. 3 ст. 8 указанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста ДД.ММ.ГГГГ лет.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста <данные изъяты> лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 ФЗ N 159).

Редакция указанной нормы, введенная в действие с ДД.ММ.ГГГГ, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.

Согласно ст. 4 Федерального закона N 15 от ДД.ММ.ГГГГ данный закон вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ. При этом действие положений ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159 (в редакции данного Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции данного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона, а в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона Новосибирской области от 05 июня 2013 г. N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.

Указанным Законом Новосибирской области государственные полномочия Новосибирской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 1 Закона Новосибирской области N 331-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 2 Закона Новосибирской области N 331-03 от 05 июня 2013 г. "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства формируется список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В список включаются лица, достигшие 14 лет и старше до момента однократного предоставления жилья на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган.

При этом полномочия Новосибирской области как субъекта Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения осуществляет Министерство социального развития Новосибирской области (подп. 53 п. 8 Положения о Министерстве социального развития Новосибирской области, утвержденного постановлением губернатора Новосибирской области от 13 июля 2010 г. N 203).

Согласно п. 1.3, 2.8 Порядка включения в список (исключения из списка) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, утвержденного Постановлением мэрии города Новосибирска от 20.08.2013 N 7889, прием заявлений о включении в список (далее - заявление) осуществляется администрациями районов (округа по районам) города Новосибирска (далее - администрация), граждане включаются в список в хронологической последовательности по дате издания приказа главы администрации о включении в список.

На основании п.п. 3.2, 3.3. указанного Порядка список по городу Новосибирску формируется в хронологической последовательности по датам принятия решений о включении в список. Управление по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска осуществляет направление списка по городу Новосибирску в областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере опеки и попечительства, для формирования сводного списка в порядке и сроки, определяемые правовыми актами Новосибирской области.

Как следует из материалов дела, Бондаренко Б.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 76, 86, 88), с рождения находился на полном государственном обеспечении (л.д. 12, 77) в связи с отказом матери от родительских прав (л.д. 10, 74), в свидетельство о рождении сведения об отце внесены со слов матери (л.д.8), мать умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16, 75).

Таким образом, истец относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривалось ответчиками.

Справками и путевками социальных и образовательных учреждений подтверждается, что Бондаренко Б.О. находился с рождения в <данные изъяты> (л.д. 11-14, 78-81, 83-85, 100,103, 106).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучался в ГБПОУ НСО «<данные изъяты> (л.д. 15, 82, 102).

Согласно свидетельству Бондаренко Б.О. был зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, Областной детский дом (л.д. 105).

Истец зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, ком <данные изъяты>, обучается в Кочковском аграрном лицее (л.д. 87,7, 94)

Администрацией Кировского района г. Новосибирска ДД.ММ.ГГГГ директору областного специального (коррекционного) детского дома для детей с отклонениями в развитии в отношении Бондаренко Б.О. по вопросу предоставления ему жилья или постановке на очередь нуждающихся в жилых помещениях было сообщено, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилищный вопрос выпускников детских домов рассматривается непосредственно после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания. (л.д. 17, 54).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела опеки и попечительства администрации Кировского района г. Новосибирска директору МОУ Колыванской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии сообщено, что несовершеннолетний Бондаренко Б.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., внесен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья. (л.д. 19, 20, 55).

Директор МОУ Колыванской специальной (коррекционной) школы-интерната ДД.ММ.ГГГГ вновь обратился в отдел опеки администрации <адрес> с просьбой подтвердить информацию, что Бондаренко Б.О. внесен в список детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья (л.д. 21).

Заявителю ДД.ММ.ГГГГ отделом опеки попечительства администрации <адрес> сообщено, что Бондаренко Б.О. на учете