Номер дела 2-4750/2015 ~ М-3583/2015
Дата суд акта 27 октября 2015 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Хомутинникова А. А.
ОТВЕТЧИК Мэрия г.Новосибирска
ТРЕТЬЕ ЛИЦО ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Представитель истца Комольцев В.А.
Представитель ответчика Ручимской Т.Н.

№ 2-5955/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Новосибирск 28 октября 2015 года

Ленинский районный суд г.Новосибирска в составе:

судьиНестеровой А. В.,

с участием представителя административного истцаКомольцева В. А.,

представителя административного ответчикаРучимской Т. Н.,

при секретаре судебного заседанияБерезовской И. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хомутинниковой ФИО7 к мэрии города Новосибирска об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Хомутинникова А. А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления – мэрии города Новосибирска.

Заявление принято к производству суда 15.06.2015 г.

Федеральным законом от 08.03.2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15.09.2015 г. введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), который регулирует порядок осуществления судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии с ч.1 ст.3 названного Федерального закона дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15.09.2015 г., подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

С учетом изложенного, административный иск Хомутинниковой А. А. к мэрии города Новосибирска об оспаривании решения органа местного самоуправления подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства.

В обоснование заявления административным истцом указано, что 18.12.2014 г. Хомутинникова А. А. обратилась в мэрию города Новосибирска с заявлением о предоставлении путем выкупа земельного участка с местоположением: <адрес>, в <адрес>. В результате рассмотрения заявления комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории <адрес> принято решение о предоставлении земельного участка, необходимого для эксплуатации индивидуального жилого дома по <адрес>, в <адрес> площадью 1000 кв. м. Кадастровым инженером была подготовлена и направлена в мэрию <адрес> схема расположения земельного участка для ее утверждения. ДД.ММ.ГГГГ истцом получено сообщение , из которого следует, что истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что не соответствует схема расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, согласно представленной схеме расположения земельного участка, испрашиваемый земельный участок расположен в красных линиях.

Административный истец Хомутинникова А. А. в судебное заседании не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного истца Комольцев В. А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что считает отказ необоснованным, поскольку земельный участок не изъят из оборота.

Представитель административного ответчика Ручимская Т. Н. в судебном заседании предоставила письменные пояснения, в которых указала, что порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст.39.14 ЗК РФ. Согласно подпункту 1 п.1 ст.39.14 ЗК РФ, процедуре предоставления земельного участка предшествует подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок. Отсутствие утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории исключает возможность оформления права собственности на земельный участок в порядке, предусмотренном ст.39.20 ЗК РФ. В силу п.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Учитывая, что ст.39.20 ЗК РФ не содержит оснований для отказа в предоставлении земельного участка собственнику расположенного на нем здания, а также при условии отнесения всех судебных расходов на сторону истца, решение вопроса об удовлетворении заявленных требований административный ответчик оставляет на усмотрение суда.

Суд, заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права 54 АЕ 763506 от 12.03.2015 г., Хомутинниковой А. А. на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

В силу п.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с выпиской № 9.12 из протокола от 19.02.2015 г. № 399 в результате рассмотрения заявления ФИО2 комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории <адрес> принято решение о предоставлении земельного участка, необходимого для эксплуатации индивидуального жилого дома по <адрес>, в <адрес> площадью 1000 кв. м.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст.39.14 ЗК РФ, и включает в себя, в частности, подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Согласно ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:

1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;

4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;

5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 г. № 762 и предусматривают, что схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить. Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:

утвержденных документов территориального планирования;

правил землепользования и застройки;

проектов планировки территории;

землеустроительной документации;

положения об особо охраняемой природной территории;

о зонах с особыми условиями использования территории;

о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;

о местоположении границ земельных участков,

о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В случае если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления такому гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе. Содержание схемы расположения земельного участка в форме электронного документа должно соответствовать содержанию схемы расположения земельного участка в форме документа на бумажном носителе.

В схеме расположения земельного участка приводятся:

условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);

проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;

изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее – графическая информация);

сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

В соответствии с приведенными требованиями нормативно-правовых актов кадастровым инженером была подготовлена и направлена в мэрию г.Новосибирска схема расположения земельного участка с местоположением <адрес>, в <адрес> для ее утверждения.

Согласно п.16 ст.11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Из сообщения департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска от 28.04.2015 г. № 31/18/04481, направленного административному истцу, следует, что ФИО2 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, в связи с тем, что не соответствует схема расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, согласно представленной схемы расположения земельного участка, испрашиваемый земельный участок расположен в красных линиях.

Между тем, нахождение испрашиваемого земельного участка в красных линиях само по себе не свидетельствует о несоответствии схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке. На наличие иных несоответствий административный ответчик не ссылается, в судебном заседании представитель мэрии <адрес> пояснила, что таких несоответствий в отношении представленной ФИО2 схемы расположения земельного участка не установлено.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление ФИО2 подлежит удовлетворению, поскольку отказ мэрии города Новосибирска в утверждении схемы расположения земельного участка не основан на законе и нарушает право административного истца на приобретение земельного участка в собственность.

В силу ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, при этом в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в числе прочего, указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость приняти