Номер дела 2-224/2013 (2-3807/2012;) ~ М-3418/2012
Дата суд акта 22 августа 2013 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Стороны по делу
ИСТЕЦ Матыцын И. В.
ОТВЕТЧИК Мэрия
ОТВЕТЧИК Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области
ОТВЕТЧИК Администрация Дзержинского района
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Правительство Новосибирской области
ТРЕТЬЕ ЛИЦО Авдонина Е.С.
Представитель истца Дубков В.А.
Представитель истца Горбунова Г.Т.

Дело № 2-224/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2013 года г. Новосибирск

Дзержинский районный суд города Новосибирска в составе:

председательствующего судьи О.Н. Тиуновой,

при секретаре Е.С. Кузовкиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матыцына Игоря Вячеславовича к администрации Дзержинского района г. Новосибирска, Мэрии г. Новосибирска о признании незаконными действий (бездействий) органов власти, о восстановлении на учете на улучшении жилищных условий и о признании права на единовременную денежную выплату,

У с т а н о в и л:

Матыцын И.В. обратился в суд с указанным иском к администрации Дзержинского района г. Новосибирска, Мэрии г. Новосибирска о признании незаконными действий (бездействий) органов власти, о восстановлении на учете на улучшении жилищных условий и о признании права на единовременную денежную выплату, указав в обосновании следующее.

С 23.06.2000 ФИО1 составом семьи 2 человека, то есть совместно с сыном Матыцыным И.В. состояли в очереди в администрации Дзержинского района г. Новосибирска на улучшении жилищных условий. Семья включена в льготные списки семей, имеющих детей инвалидов больных, состоящих на учете в психоневрологическом диспансере. Данное обстоятельство подтверждается справкой от 26.08.2004 № 876/08-14 из которой видно, что на тот момент очередь по льготному списку семей, имеющих детей инвалидов - 15. По списку психобольных - 98. В апреле 2011 года в жилищном отделе Дзержинского района сказали, что в списках психобольных очередь – 36 на ФИО1 с Матыцыным И.В.

Однако приказом главы администрации Дзержинского района от 10.09.2012 № 1349-од Матыцын И.В. исключен из списка инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов» для получения субвенции из федерального бюджета. О наличии данного приказа истцу стало известно из письма комитета по жилищным вопросам Мэрии г. Новосибирска от 17.09.2012 № 25/9-468, отправленного ему только 28 сентября 2012 г. после звонка Авдониной Е.С. 25.09.2012 в Комитет по жилищным вопросам мэрии г. Новосибирска. Письмо адресовано Авдониной Е.С. на её заявление от 24 августа 2012 г. С данным приказом истец не согласен, и считает его незаконным и необоснованным, так как помимо малоимущих правом на обеспечение жилыми помещениями обладают согласно п. З ст. 49 ЖК РФ иные определенные законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанных по установленным ЖК РФ и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Постановлением администрации Новосибирской области 26.12.2008 № 363-па «О мерах государственной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в Новосибирской области» за счёт средств федерального бюджета путём выделения субвенций обеспечиваются жильём инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, и не обеспеченные жилым помещением в соответствии с учетной нормой площади жилого помещения.

Истец указывает на то, что является инвалидом 2 группы с детства и нуждается в улучшении жилищных условий, так как его доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу г. Новосибирск, ул. ... д. ... кв. ... составляет 17/45, что составляет 22,97 кв.м. от общей площади квартиры, в данной квартире на каждого члена семьи (2 человека) приходится по 11,485 кв.м. общей площади, т.е. на каждого приходится менее 12 кв.м. общей площади жилого помещения, ни у кого из проживающих в комнате не имеется другой жилой площади на праве собственности, по договору социального найма или по другим основаниям, предусмотренным законом, которые в соответствии с п. 2 ст.51 ЖК РФ могли бы учитываться и включаться в суммарную общую площадь. Истец также считает, что независимо от обеспечения жилой площадью ниже учетной нормы, он является нуждающимся в жилом помещении и по другому основанию, предусмотренному пп.4 п.1 ст.51 ЖК РФ, так как в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, таким заболеванием страдает истец.

Истец считает, что наличие данного заболевания также дает право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Истец указывает, что его незаконно исключили из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как никаких новых обстоятельств, на момент снятия с учета, у него не появилось, в том числе фактов, свидетельствующих об утрате оснований для получения жилой площади после принятия семьи составом 2 человека на учет в 2000 году.

Также истец считает, что имеет право на получение единовременной денежной выплаты исходя из постановления администрации Новосибирской области от 26.12.2008 № 363-па «О мерах государственной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в Новосибирской области» и «Положения о порядке расходования субвенций».

Истец указывает, что семья стоит на льготной очереди по улучшению жилищных условий почти 13 лет, им говорили, что будут предлагаться субвенции. В Мэрии созданы сводные очереди из районных очередей. Сводная общая очередь, сводная очередь для инвалидов, сводная очередь для психобольных, в очереди для психобольных и состоял истец под № 61, с составом семьи 2 человека и они ждали.

В июне 2012 года в мэрии г. Новосибирска видимо подошла их очередь среди психобольных. Мэрия позвонила в администрацию района, а администрация Авдониной Е.С. и попросила чтобы срочно Матыцын И.В. написал заявление о выборе способа улучшения жилищных условий: либо ждать готовое жилье, либо получить единовременную выплату. Администрация района дала готовый бланк заявления. В заявлении семья и выразила свое решение на единовременную выплату.

Второе заявление от 13.06.2012, подписанное лично истцом и передано в канцелярию администрации района, вход.№1295 от 14.06.2012.

Далее заявление было направлено в Комитет по жилищным вопросам мэрии г. Новосибирск, для решения по существу просьбы, о чем семья узнала из письма исх.№1126/08-14 от 15.06.2012 администрации района, копия которого была выдана Авдониной Е.С. только по её просьбе 06.08.2012.

В июле 2012 года Авдонина Е.С. узнала от начальника отдела по жилищным вопросам Дзержинской администрации, что пришел ответ из мэрии г. Новосибирска об отказе в предоставлении единовременной выплаты и что ей будет дан письменный ответ из администрации района. До сих пор ни истец, ни Авдонина Е.С. никакого ответа из администрации Дзержинского района так и не получили.

Поэтому 24 августа 2012 года Авдонина Е.С. направила заявление Председателю комитета по жилищным вопросам мэрии г. Новосибирска, где подробно описала: как происходили все события, от кого исходила просьба написать заявление о выборе способа улучшения жилищных условий, а также о неполучении ответа на заявление Матыцына И.В. и только 01 октября 2012 ответ пришел из Мэрии г. Новосибирска.

На основании изложенного истец просил признать незаконным приказ главы администрации Дзержинского района г. Новосибирска от 10.09.2012 № 1349-од в части исключения Матыцына Игоря Вячеславовича из списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию Дзержинского района г.Новосибирска, восстановить Матыцына Игоря Вячеславовича в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих
детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право
во внеочередном порядке на обеспечение жильём в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов» для получения субвенции из федерального бюджета, признать незаконным отказ Мэрии г. Новосибирска в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счёт средств федерального бюджета, изложенный в письме от 27.06.2012г. исх. № 25/8 - 1771 в адрес Администрации Дзержинского района г. Новосибирска (вход. № 2291 от 28.06.2012); признать право за Матыцыным Игорем Вячеславовичем на получение единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения общей площадью не менее 18 квадратных метров и дополнительной жилой площадью 15 квадратных метров.

Истец в судебное заседание не явился, извещен, просит дело рассмотреть в его отсутствии. Представители истца – Дубков В.А. и Горбунова Г.Т. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме, пояснив, что права истца были нарушенными вынесенными решениями администрации Дзержинского района г. Новосибирска и мэрией г. Новосибирска и о том, что жилищные условия истца не изменились с момента постановки на учет и до момента снятия с него, и о том, что на учет была поставлена семья истца, а не один он.

Представитель ответчика мэрии г. Новосибирска – ФИО2 пояснила в судебном заседании о том, что мэрия г. Новосибирска не отказывала истцу в предоставлении единовременной выплаты, истец не обращался к ним с указанным заявлением, следовательно, действия мэрии г. Новосибирска нельзя признать незаконными, так как фактически никаких действий не производилось и никаких решений нарушающих права истца не издавалось.

Представитель ответчика администрации Дзержинского района пояснила, что настаивает на ранее изложенной позиции и считает изданный приказ законным и обоснованным, основанным на представленных документах.

Представитель ответчика Министерства строительства и ЖКХ Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель правительства Новосибирской области г. Новосибирска – ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена, ранее представила отзыв, в котором указала на то, что истец имеет право на обеспечение жильем во внеочередном порядке и на предоставление единовременной выплаты.

Третье лицо – Авдонина Е.С. в судебное заседание не явилась, извещена, просит дело рассмотреть в её отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из распоряжения администрации Дзержинского района г. Новосибирска № 673 от 23.06.2000 Матыцын Е.С., проживающий по адресу: г. Новосибирск ул. ... д. ... кв. ... поставлен на учет для получения жилой площади в счет общей площади № учета 2722 в составе семьи 2 человека (л.д. 84).

Из справки от 26.08.2004 № 876/08-14 установлено, что ФИО1 составом семьи 2 человека, состоит в администрации Дзержинского района г. Новосибирска на учете в улучшении жилищных условий в счете очереди с 23.06.2000 распоряжение № 673, при предоставлении справки ВТЭК об инвалидности сына Матыцына И.В. семья включена в льготные списки семей, имеющих детей инвалидов и больных, состоящих на учете в психоневрологическом диспансере (л.д. 10).

Как следует из ответа управления по жилищным вопросам мэрии г. Новосибирска на запрос от 16.05.2013 за № 28/8/01691 в начале июня 2012 года в устном порядке начальнику жилищного отдела администрации Дзержинского района г. Новосибирска – ФИО4 было дано поручение об информировании Матыцына И.В. о возможности выбора способа обеспечения жилым помещением или получением единовременной денежной выплаты.

13.06.2012 истец подал заявление главе администрации Дзержинского района г. Новосибирска с просьбой о предоставлении ему единовременного пособия, как инвалиду детства 2 группы общего заболевания, так как состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Дзержинского района г. Новосибирска с 23.06.2000 (л.д. 54). Данное заявление было перенаправлено для рассмотрения в комитет по жилищным вопросам мэрии г. Новосибирска для принятия решения по существу данной просьбы (л.д. 54 оборот).

Из ответа комитета по жилищным вопросам мэрии г. Новосибирска от 27.06.2012 за № 25/8 – 1771 установлено, что было рекомендовано поручить отделу по жилищным вопросам администрации района еще раз вернуться к рассмотрению вопроса о признании Матыцына И.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как на основании представленных документов было установлено, что Матыцын И.В. обеспечен площадью жилого помещения более учетной нормы, установленной в Новосибирской области в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения, и оснований, дающих право на обеспечение его за счет средств федерального бюджета нет.

Согласно ответу управления по жилищным вопросам мэрии г. Новосибирска на запрос от 16.05.2013 за № 28/8/01691 сообщение о проверке нуждаемости в улучшении жилищных условий Матыцына И..В. в комитет по жилищным вопросам не направлялось, а только 10.09.2012 администрацией Дзержинского района г. Новосибирска был представлен приказ о том, что Матыцын И.В. исключен из списка ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов.

Судом установлено, что на основании приказа Администрации Дзержинского района г. Новосибирска от 10.09.2012 за № 1349 – од об исключении граждан из списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий Матыцын Игорь Вячеславович исключен из данного списка, в связи с обеспеченностью площадью жилого помещения более учетной нормы и утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета (л.д. 52), это также усматривается из списков, представленных в материалы дела (л.д. 123 – 124, 141 – 155).

В соответствии со ст. 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма может быть предоставлено в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, также жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации; категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Следовательно, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В соответствии с п.1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пп. 2 п.1 ст. 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Из материалов дела усматривается, что Матыцын И.В. вдвоем с матерью зарегистрированы в комнате, жилой площадью 17,2 кв.м., в трехкомнатной квартире общей площадью 60,8 кв.м., расположенной по адресу: г. Новосибирск, ул. ... д. ... кв. ... (л.д. 19, 59). Данное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности Матыцыну И.В. – 17\45 доли, что соответствует 22,97 кв.м., (л.д. 20, 24), данная доля в праве общей долевой собственности на квартиру принадлежала истцу и при первоначальной постановке его на учет. Как усматривается из материалов дела у семьи из двух человек Матыцына И.В. и Авдониной Е.С. иного жилья в собственности не имеется (л.д. 21 – 23).

Из свидетельства о рождении следует, что ФИО1 является материю Матыцына Игоря Вячеславовича (л.д. 74). Согласно свидетельству о заключении брака 11.07.2001 между ФИО5 и ФИО1 был зарегистрирован брак, после регистрации брака последней присвоена фамилия ФИО5 (л.д. 28), п