Номер дела 2-63/2017 (2-6139/2016;) ~ М-5072/2016
Дата суд акта 6 марта 2017 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
ИСТЕЦ Чебровский С. В.
ОТВЕТЧИК Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе
Представитель ответчика Зеленкиной Л.А.

№ 2-7262/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Новосибирск 07 марта 2017 года

Ленинский районный суд г.Новосибирска в составе:

судьиНестеровой А. В.,

с участием истцаЧебровского С. В.,

представителя ответчикаЗеленкиной Л. А.,

при секретаре судебного заседанияСрыбных Т. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебровского ФИО7 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Новосибирска об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Чебровский С. В. обратился в суд с указанным иском.

В обоснование исковых требований указано, что 20.11.2015 г. истец обратился с заявлением о назначении ему досрочной трудовой страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»», поскольку полагает, что в специальный («северный») стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 названного Федерального закона, необходимо зачесть период службы по призыву с 06.05.1977 г. по 01.03.1979 г., период службы по контракту с 03.03.1979 г. по 03.08.1979 г., период службы по контракту в Чукотском автономном округе с 04.08.1979 г. по 03.09.1984 г., так как в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1968г. № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывалась в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступали на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Однако решением ответчика № 712296/15 от 03.12.2015 г. истцу было отказано в назначении досрочной пенсии на основании отсутствия документально подтвержденного стажа на соответствующих видах работ. С данным решением истец не согласен, просит признать его незаконным и обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии вышеуказанные периоды, поскольку после окончания военной службы по призыву условие о трудоустройстве в районе Крайнего Севера выполняется, и суммарная продолжительность специального стажа истца составит 7 лет 4 месяца 2 дня, что в совокупности с периодом работы (5 лет 2 месяца) с тяжелыми условиями труда составит 12 лет 6 месяцев и два дня, данная продолжительность является достаточной для назначения пенсии.

В судебном заседании Чебровский С. В. требования и доводы иска поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Зеленкина Л. А. в судебном заседании иск не признала, поддержав ранее представленный письменный отзыв, в котором указано, что у истца на момент первоначального обращения за пенсией 20.11.2015 г. стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях отсутствует, при требуемом стаже не менее 12 лет для назначения пенсии в возрасте 56 лет стаж на соответствующих видах работ с тяжелыми условиями труда составил 05 лет 02 месяца 08 дней. В связи с этим оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости не имеется.

Суд, заслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Новосибирска от 03.12.2015 г. № 712296/15 истцу Чебровскому С. В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Исчисленный пенсионным органом страховой стаж работы составил 36 лет 02 месяцев 10 дней, стаж на соответствующих видах работ с тяжелыми условиями труда – 05 лет 02 месяца 08 дней.

Указанным решением в специальный стаж не зачтены следующие периоды:

с 06.05.1977 г. по 01.03.1979 г. – служба по призыву;

с 02.03.1979 г. по 03.08.1979 г. – служба по контракту, так как не представлены документы о прохождении службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также после увольнения с военной службы не следовали периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

с 04.08.1979 г. по 03.09.1984 г. – служба по контракту в Чукотском автономном округе (п.г.т.Провидения, Магаданская область), так как пенсионным законодательством не предусмотрено включение данного периода в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера, а также после увольнения с военной службы не следовали периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, не выходя за их пределы. Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении», заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», введенного в действие с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п.6 ч.1 ст.32 данного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.2, 6 и 7 ч.1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001 г. (ч.2 ст.32 названного Федерального закона).

Согласно записям в трудовой книжке, истец Чебровский С. В. в период с 06.05.1977 г. по 03.09.1984 г. проходил службу в рядах Советской Армии.

Из архивной справки № 21/59/20210, выданной 28.12.2016 г. ФГКУ «Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности», следует, что:

03.05.1977 г. рядовой Чебровский С. В. зачислен в списки личного состава войсковой части 2020 г.Находка Приморский край – приказ командира в/ч 2020 от 13.05.1977 г. № 122;

16.05.1977 г. рядовой Чебровский С. В., стрелок учебного пункта, исключен из списков личного состава войсковой части 2020, откомандирован на ОКПП «Находка» для дальнейшего прохождения службы – приказ командира в/ч 2020 от 16.05.1977 г. № 124;

19.05.1977 г. рядовой Чебровский С. В. зачислен в списки личного состава ОКПП «Находка» г.Находка Приморский край, прибыл из войсковой части 2020 для дальнейшего прохождения службы, назначен на должность стрелка учебного пункта – приказ начальника ОКПП «Находка» от 19.05.1977 г. № 110;

15.11.1977 г. младший сержант Чебровский С. В. исключен из списков личного состава ОКПП «Находка», откомандирован в войсковую часть 2255 для дальнейшего прохождения службы – приказ начальника ОКПП «Находка» от15.11.1977 г. № 253;

07.12.1977 г. младший сержант Чебровский С. В. зачислен в списки личного состава войсковой части 2254, п.г.т.Провидения Магаданская область, прибыл после окончания школы сержантского состава из ОКПП «Находка» для дальнейшего прохождения службы, назначен на должность стрелка 7 пограничной заставы – приказ командира в/ч 2254 от 07.12.1977 г. № 308;

04.08.1979 г. прапорщик Чебровский С. В. назначен на должность старшего техника 7 пограничной заставы после окончания курсов по подготовке прапорщиков, воинское звание «прапорщик» присвоено приказом начальника войск округа от 26.07.1979 г. – приказ командира в/ч 2254 от 04.08.1979 г. № 200.

Согласно справке ФКУ «Военный комиссариат Новосибирской области» от 03.10.2016 г. № 623, Чебровский С. В. в период с 02.03.1979 г. по 03.08.1979 г. проходил военную службу по контракту.

Как следует из справки ФКУ «Военный комиссариат Новосибирской области» от 03.10.2016 г. № 624, Чебровский С. В. в период с 04.08.1979 г. по 03.09.1984 г. проходил военную службу по контракту в Чукотском автономном округе (п.г.т.Провидения, Магаданская область).

Согласно архивной справке ФГКУ «Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности» от 30.09.2014 г. № 5997, Чебровский С. В. проходил службу в войсковой части 2254 и получал денежное довольствие в период с августа 1979 г. по август 1984 г. включительно.

Также из трудовой книжки истца следует, что Чебровский С. В. после увольнения с военной службы был принят 10.11.1984 г. на работу на Новосибирский завод «Сибтекстильмаш».

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу ст.12 названного Федерального закона, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Обосновывая предполагаемое наличие права на досрочное назначение страховой пенсии, истец ссылается на п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам

В силу ч.ч.2-4 ст.30 названного Федерального закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

До введения в действие (01.01.2015 г.) Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» действовал Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пп.2 п.1 ст.27 которого устанавливал, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно п.2 ст.27 указанного Федерального закона, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. № 8-П и Определение от 05.11.2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, предусмотрено (п.4), что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в том числе, в стаж работы в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.В соответствии с пп.2, 11 п.2 указанных Правил при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ:

работы с тяжелыми условиями труда;

работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно разъяснениям, данным в п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп.2 и 6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следует иметь в виду, что в соответствии с п.1 ст.28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.1-10 и 16-18 п.1 ст.27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

При этом в п.19 ранее действовавшего Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», содержание которого в основном аналогично п.24 названного выше Постановления от 11.12.2012 г. № 30, прямо указывалось, что период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Учитывая изложенное, а также руководствуясь правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 10.03.2005 г. № 14-О и от 24.09.2012 г. № 1505-О, суд приходит к выводу, что действующим пенсионным законодательством зачет периодов прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера не предусмотрен. Периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», учитываются только в страховой стаж.

Доводы истца о необходимости зачета спорных периодов в специальный стаж со ссылкой на Постановление Совета Министров СССР от 25.03.1968 г. № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочн