Номер дела | 2-230/2015 (2-5548/2014;) ~ М-4060/2014 |
Дата суд акта | 16 февраля 2015 г. |
Категория гражданского дела | Социальные споры -> Иные социальные споры |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Бабушкина Н. В. |
ОТВЕТЧИК | Админитстрация Ленинского равйона г. Новосибирска |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство социального развития Новосибирской области |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Мэрия г.Новосибирска |
Представитель и+о? | Лебедева Е.А. |
№ 2-230/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Новосибирск 17 февраля 2015 года
Ленинский районный суд г.Новосибирска в составе:
судьиНестеровой А. В.,
с участием истцаБабушкиной Н. В.,
представителя третьего лицаЛебедевой Е. А.,
при секретаре судебного заседанияГулевич И. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабушкиной ФИО11 к администрации Ленинского района города Новосибирска о признании приказа незаконным, признании права на предоставление жилого помещения, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
Бабушкина Н. В. обратилась в суд с указанным иском, после уточнения исковых требований просила признать незаконным приказ главы администрации Ленинского района города Новосибирска от 28.02.2014 г. № 397-од, признать за ней право на предоставление жилого помещения как за ребенком, оставшимся без попечения родителей, обязать администрацию Ленинского района города Новосибирска включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование заявленных требований указала, что приказом главы администрации Ленинского района города Новосибирска от 28.02.2014 г. № 397-од ей отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Отказ мотивирован достижением ею возраста, превышающего 23 года. Она полагает, что отказ является незаконным, нарушает ее права на обеспечение жилыми помещениями. Решением Искитимского районного суда Новосибирской области от 29.07.1980 г. ее родители лишены родительских прав, впоследствии умерли. Решением исполнительного комитета Искитимского районного Совета народных депутатов от 20.07.1981 г. № 202 она была определена в государственное воспитательное учреждение, где в период с 20.11.1982 г. по 01.09.1992 г. находилась на полном государственном обеспечении. Как выпускнице школы-интерната, находившейся на полном государственном обеспечении и не имеющей жилого помещения, ей было предоставлено койко-место в общежитии по адресу: г.Новосибирск, ул.Ученическая, 4. В период с 01.09.1992 г. по 25.06.1993 г. она обучалась в СПТУ-51 г.Новосибирска. На момент выпуска из школы-интерната ей исполнилось только 17 лет. Ее законные представители (администрация школы-интерната, а равно СПТУ-51) надлежащим образом не исполнили своей обязанности по предоставлению в орган местного самоуправления необходимых документов для постановки ее на учет нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с тем, органы местного самоуправления фактически признали ее нуждающейся в жилых помещениях, предоставив койко-место в общежитии для временного проживания. Достижение 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить ей жилое помещение в соответствии с положениями ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.1 Закона Новосибирской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании истец Бабушкина Н. В. требования и доводы искового заявления поддержала. Дополнительно пояснила, что в 1994 году, окончив СПТУ-51, она обратилась в администрацию Ленинского района города Новосибирска для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, представив все необходимые документы. В 1993 году ей было предоставлено койко-место в общежитии по адресу: <адрес>, <адрес>, в которой она проживает до настоящего времени вместе с сыном. По каким основаниям было предоставлено место, ей неизвестно. После обращения в администрацию <адрес> ее поставили на очередь, но подтверждающего документа не выдали. В 1995 году на ее имя пришла почтовая карточка с приглашением явиться в администрацию. Ей была предложена комната на подселении площадью 9 кв. м, от которой она отказалась, так как была беременна, и площадь жилого помещения являлась для нее недостаточной. Обратившись в администрацию в 2008 году, она узнала, что отсутствуют сведения о нахождении ее когда-либо на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Представитель ответчика администрации Ленинского района города Новосибирска в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представила отзывы, в которых против удовлетворения заявленных требований возражала, указав, что Закон Новосибирской области от 09.12.2005 г. № 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» не наделил органы местного самоуправления полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет. По достижении 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как утрачивают одно из установленных законом условий такой социальной поддержки. Достижение лицом из указанной категории возраста 23 лет не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения лишь в случае, когда указанные лица обратились за данной социальной поддержкой своевременно, то есть до достижения указанного возраста. Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Бабушкина Н. В. копию приказа от 28.02.2014 г. № 397-од получила 03.03.2014 г., в суд обратилась 18.07.2014 г., то есть с пропуском установленного законом срока.
Представитель третьего лица министерства социального развития Новосибирской области Лебедева Е. А. полагала иск подлежащим удовлетворению в части обязания администрации Ленинского района города Новосибирска включить Бабушкину Н. В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Представитель третьего лица мэрии города Новосибирска, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представила отзыв, указав, что иск не подлежит удовлетворению, так как Бабушкина Н. В. достигла возраста 23 лет, не признана нуждающейся в жилом помещении, на учете в администрации Ленинского района города Новосибирска не состояла и не состоит, обеспечена жилым помещением, обратилась в суд за пределами трехмесячного срока.
Заслушав объяснения участников судебного разбирательства, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц, имеющих право на дополнительную защиту государства, в частности, к числу указанных лиц отнесены:
дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст.8 названного Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п.1 ст.8 названного закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Закрепленного жилья на территории <данные изъяты> <адрес> Бабушкина Н. В. не имеет (справка от ДД.ММ.ГГГГ № 590).
В письме от 27.03.1991 г. на имя директора школы-интерната, расположенного по адресу: <адрес>, председатель исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> указала, что родители Бабушкиной Н. В. в <данные изъяты> жилплощади не имели, в момент лишения родительских прав проживали у знакомых без прописки, «поэтому закрепить за ФИО4 нечего».
В период с 01.09.1992 г. по 25.06.1993 г. Бабушкина Н. В. обучалась в СПТУ-51 г.Новосибирска, в данный период была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес> (общежитие).
С 01.07.1993 г. по настоящее время Бабушкина Н. В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, <адрес>. Как следует из показаний в судебном заседании свидетелей ФИО7, ФИО8, место в общежитии предоставлено в связи с трудовыми отношениями, что не противоречит данным, указанным в корешке ордера от ДД.ММ.ГГГГ серии АГ-293 на жилую площадь в общежитии.
Ответчиком и третьими лицами доказательств иного суду не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Бабушкина И. В. до достижения ею возраста 23 лет имела право на однократное предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещений в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с ч.2 ст.1 Закона Новосибирской области от 09.12.2005 г. № 354-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договора социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договора социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в занимаемом жилом помещении признается невозможным.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 20.08.2013 г. № 7889 утвержден Порядок включения в список (исключения из списка) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в п.1.3 которого указано, что прием заявлений о включении в список осуществляется администрациями районов (округа по районам) города Новосибирска. В соответствии с п.п.3.2, 3.3 данного Порядка список по г.Новосибирску формируется в хронологической последовательности по датам принятия решения о включении в список. В случае, если даты принятия указанных решений совпадают, граждане включаются в список по г.Новосибирску в алфавитном порядке; управление по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска осуществляет направление списка по г.Новосибирску в областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере опеки и попечительства, для формирования сводного списка в порядке и сроки, определяемые правовыми актами Новосибирской области.
Постановлением губернатора Новосибирской области от 31.03.2011 г. № 68 «О передаче функций в сфере опеки и попечительства в отношении детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства, является министерство социального развития Новосибирской области.
Суд полагает установленным, что до достижения ею возраста 23 лет Бабушкина Н. В. предприняла зависящие от нее действия, направленные на постановку ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Так, из показаний в судебном заседании свидетеля ФИО8 следует, что в 1994 году она и Бабушкина Н. В. ездили в администрацию Ленинского района города Новосибирска сдавать документы для постановки Бабушкиной Н. В. на очередь для получения квартиры. Надежда отдала документы в кабинет, женщина посмотрела документы, сказала, что все правильно. Через некоторое время Бабушкина Н. В. сообщила, что ее вызывали в администрацию и предложили комнату площадью 9 кв. м на подселении, от которой Бабушкина Н. В. отказалась. Свидетель ФИО7 также показала, что в период их совместной работы с Бабушкиной Н. В. всем было известно, что Бабушкина Н. В. должна получить комнату, позже они узнали, что Бабушкина Н. В. не согласилась на комнату площадью 9 кв. м.
Вместе с тем, из представленной справки администрации Ленинского района города Новосибирска от 12.09.2014 г. № 17-509 следует, что Бабушкина Н. В. на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Ленинского района города Новосибирска не состояла и не состоит. Решением Центрального районного суда г.Новосибирска от 07.06.2010 г., вступившим в законную силу 29.06.2010 г., в удовлетворении исковых требований Бабушкиной Н. В. к мэрии города Новосибирска, администрации Новосибирской области, департаменту образования Новосибирской области, администрации Ленинского района города Новосибирска о предоставлении жилого помещения отказано, при этом суд счел установленным, что Бабушкина Н. В. на учете нуждающихся в жилых помещениях ни в одном районе города не состояла и не состоит, не признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения в установленном законом порядке. В силу ч.1 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вместе с тем, суд полагает, что данное обстоятельство само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа во включении Бабушкиной Н. В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без поп