Номер дела | 2-677/2011 ~ М-39/2011 |
Дата суд акта | 2 ноября 2011 г. |
Категория гражданского дела | Споры из нар. пенс. зак. - иски физ.лиц к Пенсионному фонду РФ |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Гридусова Н. А. |
ОТВЕТЧИК | Управление Пенсионного фонда РФ |
Представитель ответчика | Доровских Е.А. |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 ноября 2011года г. Новосибирск.
Дзержинский районный суд г. Новосибирска
в составе председательствующего судьи Тиуновой О.Н.,
при секретаре Катющик И.Ю.,
рассмотрев, в открытом судебном заседании, гражданское дело
по иску Гридусовой Натальи Александровны к управлению пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска о признании недействительным решения управления пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска, о признании права на перерасчет пенсии и о возложении обязанности на управление пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска произвести перерасчет пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Гридусова Н.А. обратилась в суд с указанными требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства:
24 марта 1982 г. муж истца ФИО2, штурман-испытатель 1 класса завода ... погиб во время испытательного полета на самолете СУ-24, испытывая боевую технику, выполняя задание государственной важности. По достижении пенсионного возраста 14i08:2000r. истец обратилась в управление пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца. Такая пенсия была назначена.
С 01.01.2010г. Федеральным законом №213-Ф3 от 24.07.2009 г. в пенсионное законодательство РФ внесены изменения, которые существенно влияют на размер назначенной истцу пенсии по случаю потери кормильца. В частности: Федеральный закон от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях» дополнен статьей 27.1 «Досрочное назначение трудовой пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава». Статья 30 этого закона «Оценка пенсионных прав застрахованных лиц» изложена в новой редакции. Внесенные изменения пересматривают оценку пенсионных прав лиц, проработавших в летно-испытательном составе и непосредственно занятых в летных испытаниях авиационной техники, что соответственно, влечет перерасчет ранее установленных пенсий.
В январе 2010 г. сотрудник управления пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе позвонила истцу и предложила представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета пенсии: летные книги ФИО2 Эти книги были предоставлены. Однако, управлением пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе перерасчет не произведен до настоящего времени.
19.02.2010г. Гридусова Н.А. обратилась с заявлением в отделение пенсионного фонда РФ по Новосибирской области с просьбой назначить комиссию и произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца. В ходе длительной переписки Гридусовой Н.А. предложено предоставить ещё дополнительные документы. После рассмотрения предоставленных документов сотрудником управления пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе было предложено истцу для перерасчета пенсии отказаться от получаемой в настоящее время пенсии по случаю потери кормильца и перейти на социальную пенсию, а через месяц вновь обратиться за назначением пенсии по случаю потери кормильца.
Гридусова Н.А. посчитала такое предложение необоснованным и 19.08.2010г. вновь обратилась к начальнику Управления пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе с заявлением с просьбой указать норму права, на основании которой она должна переходить с одного вида пенсии на другой и затем вновь обращаться за назначением пенсии по случаю потери кормильца.
До настоящего времени исчерпывающий ответ на этот вопрос не получен.
13 сентября 2010 г. управлением пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска вынесено решение №278 об отказе Гридусовой Н.А. в перерасчете трудовой пенсии по случаю потери кормильца по ст.17 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» с учетом оценки пенсионных прав кормильца - летчика-испытателя согласно п.4 ст. 30 по причине того, что ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» такой перерасчет трудовой пенсии по случаю потери кормильца не предусмотрен.
Гридусова Н.А. считает данное решение ошибочным и незаконным.
Истец просит признать недействительным решение управления пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе города Новосибирска №278 от 13 сентября 2010 года полностью, как вынесенное незаконно. Признать право на перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с учетом оценки пенсионных прав умершего кормильца ФИО2 в порядке п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01 января 2010 года. Обязать управление пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе города Новосибирска произвести Гридусовой Н.А. перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с учетом оценки пенсионных прав умершего кормильца ФИО2 в порядке п.4 ст.30 Федерального закона от17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01 января 2010 года.
В судебном заседании Гридусова Н.А. и ее представители настаивали на удовлетворении заявленных требований. Дополнительно пояснив, что перерасчет пенсии может быть произведен согласно подпунктам 1,2, 5, 6 п. 1 ст. 30. 3 Федерального закона от17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Представитель ответчика Доровских Е.А. в письменных и устных пояснениях иск не признала, ссылаясь на то, что на 01.01.2002 г. расчетный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца истцу был исчислен из суммы, установленной на 31.12.2001 г. пенсии по случаю потери кормильца в размере 660 руб., который определялся не из стажа с учетом стажевого коэффициента, не из нового размера среднемесячной заработной платы за любые 60 месяцев подряд при условии наличия общего трудового стажа не менее 25 лет для мужчин как это позволял п. 2 ст. 30 Закона № 173-ФЗ (в первоначальной редакции), не из неполного общего трудового стажа, как это позволял п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ в первоначальной редакции), не из стажа на соответствующих видах работ, как это позволял п. 5 т. 30 Закона № 173-ФЗ (в первоначальной редакции), которые распространяли силу действия на застрахованных лиц, имеющих право лично выбрать порядок определения расчетного размера трудовой пенсии (застрахованным лицом в данном случае являлся сам кормилец, но не истица Гридусова, поскольку при назначении пенсии по случаю потери кормильца учитывается стаж и заработок умершего, но не самого получателя таковой пенсии).
По мнению представителя ответчика, воспользоваться иным порядком исчисления расчетного размера трудовой пенсии (по пунктам 2-5 статьи 30 Закона № 173-ФЗ) можно было только при назначении с 01.01.2002 года трудовой пенсии по случаю потери кормильца (совокупность норм статей 16, 29, п.7 ст. 30 Закона).
Суд, выслушав стороны по делу, их представителей, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу:
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Судом установлено, что ФИО2, штурман-испытатель 1 класса завода ..., 24 марта 1982 года погиб в результате авиакатастрофы, при испытании самолета СУ-24, что подтверждается заключением государственного инспектора по охране труда (л.д. 63), справкой начальника цеха № 21 – л.д. 97, свидетельством о смерти – л.д. 98.
Брак между ФИО2 и Гридусовой Н.А. зарегистрирован 26 ноября 1966 г.(копия свидетельства о браке - л.д. 96)
Согласно копии протокола (л.д. 103) Гридусовой Н. А. повторно с 14.08.2000 г. при достижении 55 -ти летнего возраста была назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца (далее СПК) в соответствии со ст. ст. 60, 62 Закона РФ № 340-1 от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 62 Закона № 340-1, действовавшего до 01.01.2002 г., пенсии по СПК устанавливались только в зависимости от заработка кормильца, а именно в размере 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. При этом, минимальный размер пенсии не мог быть ниже социальной пенсии, а максимальный размер пенсии устанавливался на уровне минимального размера пенсии по старости. Для определения среднего заработка кормильца истицей были представлены две справки от 24.11.2000 № 486 с начислениями заработной платы ФИО2 с 01.01.1979 г. по 24.03.1982 г., то есть за 24 последних месяца работы перед обращением. По указанным справкам среднемесячный заработок кормильца, осовремененный на день назначения пенсии по СПК составил 3348,27 руб. Размер пенсии: 3348,27 х 30 % = 1004,48 руб., с учетом ограничения по максимальному размеру, пенсия составила 167,08 руб. + компенсационная выплата в размере 360 руб., общий размер пенсии составил 527, 08 руб. В дальнейшем размер пенсии индексировался и увеличивался соответствии с действующим законодательством и на 31.12.2001 г. он составил 660 руб. (222, 385. основная пенсия в максимальном размере + 437, 62 руб. компенсационная выплата).
В силу п. 1 ст. 29 ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего Федерального закона по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются по определенной технологии в соответствии с настоящим Федеральным законом с 01.01.2002 г. Эта технология предусматривала увеличение размера пенсии с 1 января 2002 г. в соответствии с требованиями закона, по имеющимся в пенсионном деле сведениям без истребования заявления от пенсионера, или же формирование пенсии по существующей величине, но исходя из новых составных частей – базовой и страховой.
Согласно п. 3 ст. 29 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается в соответствии со ст.30 настоящего Федерального закона.
Расчетный размер трудовой пенсии для Гридусовой Н.А. был определен, как это следует из пояснений представителя ответчика, в соответствии с п. 6 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, а именно в качестве его принималась сумма установленной на 31.12.2001 г. пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
Таким образом, на 01.01.2002 г. расчетный размер трудовой пенсии по СПК истцу был исчислен из суммы, установленной на 31.12.2001 г. пенсии по СПК в размере 660 руб. - оценка пенсионных прав на 01 января 2002г. – л.д. 105.
На 1 января 2010 года, размер пенсии Гридусовой Н.А. по потери кормильца - ФИО2, штурмана-испытателя 1 класса, погибшего в авиакатастрофе, при выполнении служебного задания составлял 3 112, 94 руб.
С 1 января 2010 года изменился порядок пенсионного обеспечения граждан из числа работников летно-испытательного состава.
Судом установлено, что 19 февраля 2010 г., истица обратилась с заявлением (л.д. 8) в отделение пенсионного фонда РФ по Новосибирской области с просьбой произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца. После длительной переписки, 13 сентября 2010 г. управлением пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска вынесено решение № 278, (л.д. 22), которым отказано Гридусовой Н.А. в перерасчете трудовой пенсии по потери кормильца по ст. 17 ФЗ от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ, с учетом оценки пенсионных прав кормильца – летчика – испытателя, согласно п. 4 ст. 30 по причине того, что ст. 17 ФЗ от 17 декабря 2001 № 173 –ФЗ такой перерасчет трудовой пенсии по случаю потери кормильца не предусматривает.
Суд приходит к выводу, что решение управления пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска обусловлено неопределенностью и сложностью правовых норм, регулирующих указанные правоотношения, что привило к их не правильному применению, существенной дискриминации и нарушению гарантированной беспрепятственной реализации пенсионных прав истца.
Так, согласно многочисленным ответам ответчика, Гридусовой Н.А. было отказано в перерасчете пенсии, в связи с принятием закона от 24 июля 2009 г № 213 ФЗ и предлагалось отказаться от получения имеющейся пенсии по случаю потери кормильца, назначения ей социальной пенсии и в дальнейшем назначение пенсии по случаю потери кормильца уже с учетом оценки пенсионных прав кормильца по закону, в редакции ФЗ № 213 от 24 июля 2009 г.
Суд приходит к выводу, что данная позиция ответчика не основана на законе. Кроме того, указанная возможность иной оценки пенсионных прав кормильца и увеличение пенсии по потери кормильца Гридусовой Н.А. в силу изменений, предусмотренных законом от 24 июля 2009 г № 213 ФЗ, ответчиком в целом фактически признается, только не в порядке перерасчета, а путем назначения новой пенсии, что свидетельствует о праве истца на получение пенсии по потери кормильца в большем размере. Однако, предложенный порядок увеличения пенсии путем отказа от получаемой пенсии и назначении новой пенсии не предусмотрен нормативно-правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ от 17 декабря 2001 № 173 –ФЗ размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется из суммы расчетного пенсионного капитала умершего кормильца. При установлении сумм расчетного пенсионного капитала умершего кормильца производиться оценка его пенсионных прав.
При этом, законодатель с 1 января 2010 года определил в ст. 7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и ст. 27.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" специальные условия пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава. По сравнению с общим порядком назначения пенсий, эти нормы закрепили одно из льготных условий согласно которого предусматривалась возможность включения в требуемый стаж периодов военной службы в должностях летного состава, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих указанного стажа приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на назначение данных пенсий.
На основании п. 2 ст. 7.2 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и п.2 ст. 27.1 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Постановлением правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года N 883 "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава" для граждан из числа работников летно-испытательного состава установлен льготный порядок исчисления стажа, дающего право на трудовую пенсию по старости и пенсию за выслугу лет, в зависимости от занимаемой должности и проведения летных испытаний или налета часов.
При этом для граждан из числа работников летно-испытательного состава, пенсионное обеспечение которых до 1 января 2010 года осуществлялось в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием, законодатель предусмотрел право на сохранение ранее назначенных пенсий и возможность их получения в более высоком размере (п.6 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ ").
Пунктом 4 ст. 30 ФЗ от 17 декабря 2001 № 173 –ФЗ ( в редакции ФЗ от 24 июля 2009 г № 213 ФЗ с 1 января 2010 ) предусмотрена возможность оценки пенсионных прав летчикам-испытателям.
Абзацем 14 п.4 ст. 30 названного Федерального закона, предусмотрено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц в общий трудовой стаж включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Кроме того, абз. 39 п. 4 ст. 30, установлено, что расчетный размер трудовой пенсии, определяемый в соответствии с настоящим пунктом, лицам, указанным в ст. 27.1 настоящего Федерального закона (а это граждане, проработавшие в летно-испытательном составе), в том числе летчикам-испытателям 1 класса из их числа, ограничению, установленному абзацем 40 настоящего пункта, не подлежит.
Согласно п.п.1,2 ст. 37 ФЗ № 213-ФЗ от 24.07.2009 размеры трудовых пенсий, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пересчитываются с 1 января 2010 года в соответствии с ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 ст. 17 Закона № 173-ФЗ в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ предусмотрены основания перерасчета размеров страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца при возникновении обстоятельств, влияющих на определение размеров указанной части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Кроме конкретных обстоятельств в данной норме, указано, что перерасчет производиться и в других случаях, предусмотренных Законом.
Согласно подпункту 6 п.1 ст. 30.3 Закона № 173-ФЗ (введена ФЗ от 24.07.2009 N 213-ФЗ) размер трудовой пенсии, в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации подлежит перерасчету при изменении величины расчетного пенсионного капитала, влекущего за собой изменение суммы валоризации и увеличение размера трудовой пенсии, в случае выбора иного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, предусмотренного ст. 30 настоящего Федерального закона, чем тот, который был применен при установлении ему трудовой пенсии, на основании документов, имеющихся в пенсионном деле.
Таким образом, законодателем предусмотрена возможность выбора иного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии, при оценке пенсионных прав, чем тот, который был применен при установлении трудовой пенсии.
При этом, суд исходит из того, что по ранее действующему законодательству пенсии по СПК определялись в зависимости от размера заработка кормильца. Размер стажа кормильца не влиял на размер устанавливаемой пенсии, как он и не мог влиять на оценку пенсионных прав, проводимую в связи с принятием нового пенсионного Закона. В связи с принятием ФЗ от 24.07.2009 N 213-ФЗ у истицы во