Номер дела 2-1440/2014 (2-7883/2013;) ~ М-7113/2013
Дата суд акта 24 февраля 2014 г.
Категория гражданского дела Споры из нар. пенс. зак. - иски физ.лиц к Пенсионному фонду РФ
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Крюкова Н. А.
ОТВЕТЧИК Управление пенсионного фонда России в Ленинском районе
Представитель ответчика Тымчук В.С.

Дело № 2-1440/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Новосибирск 24 февраля 2013 года

Ленинский районный суд г.Новосибирска в составе:

судьиНестеровой А. В.,

при секретаре судебного заседанияГостевой В. В.,

с участием истца Крюковой Н. А.,

представителя ответчикаТымчук В. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крюковой Натальи Алексеевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Новосибирска о перерасчете размера трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Крюкова Н. А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Новосибирска, просила признать незаконным решение ответчика об отказе в принятии в качестве документа, подтверждающего размер заработной платы за период с 1978 года по 1983 год, комсомольского билета № 34825235, установить факт невозможности определения причинителя вреда, из-за которого у истца отсутствует возможность получения справки о заработной плате за указанный период, необходимой для начисления и перерасчета пенсии по старости, обязать ответчика принять в качестве документа, подтверждающего размер заработной платы истца за период с 1978 года по 1983 год, комсомольский билет № 34825235, произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с 25.09.2013 г. исходя из размеров заработной платы за период с 1978 года по 1983 год, указанных в комсомольском билете № 34825235.

В обоснование заявленных требований истец указала, что в связи с достижением 25.09.2013 г. пенсионного возраста обратилась к ответчику 28.06.2013 г. с заявлением о назначении трудовой пенсии без предоставления справки о заработной плате из Управления «Новосибоблшвейбыт» – «Новосибоблшвейбыт Филиал № 3» с просьбой принять заработную плату, указанную в комсомольском билете № 34825235, за период с 1978 года по 1983 год, поскольку названная организация в настоящее время не значится в Едином государственном реестре юридических лиц. В осуществлении расчета размера трудовой пенсии на основании представленного комсомольского билета ответчик отказал ввиду отсутствия первичных бухгалтерских документов (справки о заработной плате). Пенсия была ей назначена в размере 6716,00 руб. С данным решением она не согласна, так как время ее работы в Управлении «Новосибоблшвейбыт» – «Новосибоблшвейбыт Филиал № 3» полностью зачтено в трудовой стаж, однако представить справку о заработной плате она не имеет возможности, поскольку в 1990-е годы в организации произошел пожар, в результате которого все бухгалтерские документы были уничтожены. Документально подтвердить факт пожара не представляется возможным, поскольку, согласно ответу УНД ГУ МЧС России по Новосибирской области от 03.12.2013 г. № 670-1-28, сроки хранения материалов по пожарам истекли. В соответствии с положениями письма Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2001 г. № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704, при утрате документов о заработке и в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности, в случае наводнений, землетрясений и т. д., органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, заработок может быть установлен по документам, косвенно подтверждающим размер заработка работника на конкретном предприятии, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника, в частности, по комсомольским билетам. Отсутствие возможности получения справки о заработной плате в связи с несохранением архива первичных учетных документов по оплате труда не может служить основанием для ограничения права истца на определение размера пенсии, который был бы установлен при представлении справки, из наиболее выгодного для получателя пенсии варианта среднемесячной заработной платы.

В судебном заседании Крюкова Н. А. требования и доводы иска поддержала, указав, что просит произвести перерасчет пенсии исходя из размеров заработной платы за период с июня 1978 года по май 1983 года. Дополнительно пояснила, что первично обратилась к ответчику заранее – за три месяца до достижения пенсионного возраста, просила принять для начисления пенсии размер заработка за период с 1978 года по 1983 год, являющийся для нее наиболее выгодным. На свое обращение получила в августе 2013 года письменный отказ, в связи с чем в дальнейшем вынуждена была подать заявление о назначении пенсии по имеющимся сведениям о заработной плате за 24 месяца. Полагает, что непринятие комсомольского билета в качестве документа, косвенно подтверждающего размер заработка, существенно нарушает ее права, так как ее заработок в 1978-1983 году являлся высоким, и размер пенсии мог бы быть значительно выше.

Представитель ответчика Тымчук В.С. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что при обращении в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, Крюкова Н. А. просила назначить пенсию исходя из размера заработной платы за 24 месяца (2000-2001 годы). Размер заработка должен быть подтвержден справкой работодателя, которую истец не представила. Комсомольский билет может быть принят в качестве документа, подтверждающего размер заработка, по решению суда, в этом случае ответчик произведет перерасчет пенсии.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует объяснений сторон и материалов дела, Крюкова Н. А. является с 25.09.2013 г. получателем пенсии по старости. Размер пенсии определен исходя из размера заработной платы за период с 01.01.2000 г. по 31.12.2001 г., то есть за 24 месяца.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц, при этом расчетный размер трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Тем же Федеральным законом (п.12 ст.30) определено, что для подтверждения в необходимых случаях заработка застрахованного лица применяется порядок, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного Федерального закона.

Согласно ст.30.3 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст.30 названного Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.

В силу п.26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда РФ № 16, Пенсионного Фонда РФ № 19па от 27.02.2002 г., среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В соответствии с Письмом Минтруда РФ № 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ № ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 г., в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд. В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности, в случаях наводнений, землетрясений и т. д., органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов об оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

28.06.2013 г. истец Крюкова Н. А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка – заработной платы за период с 1978 года по 1982 год, указанной в комсомольском билете № 34825235, без предоставления справки о среднемесячной плате из организации Управление «Новосибоблшвейбыт» – «Новосибоблшвейбыт Филиал № 3», указав, что данная организация в настоящее время не значится в Едином государственном реестре юридических лиц, что подтверждается выпиской от 29.04.2013 г.

Письмом от 19.08.2013 г. № 89-2101-09 ответчик отказал Крюковой Н. А. в удовлетворении поданного ею заявления, указав, что исчисление расчетного размера трудовой пенсии производится на основании документов, содержащих сведения о фактическом среднемесячном заработке гражданина (лицевые счета, платежные ведомости, другие первичные учетные документы по оплате труда); подтверждение индивидуального характера заработка (даже по косвенным признакам) является обязательным, при этом какой-либо особый порядок подтверждения среднемесячного заработка в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке не предусмотрен; документы, косвенно подтверждающие фактический заработок на предприятии, могут быть приняты при наличии судебного решения о невозможности определения причинителя вреда.

При рассмотрении дела установлено, что с 28.07.1976 г. по 13.01.1986 г. Крюкова Н. А. работала портной легкого женского платья в филиале № 3 Новосибирского городского производственного объединения ремонта и пошива одежды «Новосибгоршвейбыт», переименованного в 1981 году в областное производственное объединение по пошиву и ремонту швейных изделий «Новосибоблшвейбыт», что подтверждается ее трудовой книжкой.

Невозможность представления истцом первичных учетных документов по оплате труда подтверждается справкой Межрайонной ИФНС России № 16 по Новосибирской области от 29.04.2013 г. № 44867В об отсутствии в Едином государственном реестре юридических лиц сведений об организации с наименованием «Новосибоблшвейбыт Филиал № 3», архивной справкой от 22.03.2013 г. № К-398, выданной филиалом «Архив социально-политической истории и документов по личному составу Новосибирской области» государственного казенного учреждения Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области», об отсутствии на хранении документов по личному составу названной организации, аналогичной справкой от 21.03.2013 г. № 04-16/360 муниципального казенного учреждения г.Новосибирска «Новосибирский городской архив», ответом УНД ГУ МЧС России по Новосибирской области от 03.12.2013 г. № 670-1-28 об истечении сроков хранения материалов по пожарам.

Между тем, отсутствие в архивном фонде первичных документов о заработной плате Крюковой Н. А. за период, указанный выше, которое произошло не по ее вине, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете размера пенсии, поскольку иначе будет нарушено установленное законом право истца на определение размера пенсии по наиболее выгодному для нее варианту.

Учитывая, что Крюкова Н. А. представила в пенсионный орган документы, косвенно подтверждающие ее фактический заработок и свидетельствующие об индивидуальном характере ее заработка за период с июня 1978 года по май 1983 года включительно, руководствуясь вышеуказанными положениями правовых актов, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Крюковой Н. А. о перерасчете размера трудовой пенсии исходя из размера заработной платы за указанный период, согласно данным, приведенным в комсомольском билете истца.

Поскольку Крюкова Н. А. является получателем пенсии с 25.09.2013 г., и при оценке ее пенсионных прав и расчете размера пенсии не был учтен заявленный ею размер заработной платы, то суд приходит к выводу о наличии оснований для перерасчета пенсии с 25.09.2013 г., находя, что подача истцом 17.09.2013 г. заявления о назначении пенсии по имеющимся сведениям о заработной плате в выписке из лицевого счета за 2000-2001 годы, в котором истец указала, что другие документы представить не может, обусловлена полученным ранее отказом ответчика от принятия для назначения пенсии документа, косвенно подтверждающего заработок Крюковой Н. А. за иной период.

Прочие требования Крюковой Н. А. фактически направлены на установление в ходе рассмотрения дела обстоятельств, от которых зависит перерасчет пенсии, поэтому разрешению судом не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд