Номер дела | 2-1486/2014 ~ М-7168/2013 |
Дата суд акта | 14 апреля 2014 г. |
Категория гражданского дела | Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Бервинов П. Г. |
ОТВЕТЧИК | Бобкова Л. И. |
ОТВЕТЧИК | Манин В. П. |
ОТВЕТЧИК | Шестопалов Р. Г. |
Представитель ответчика | Бойков А.А. |
Дело № 2-1486/2014
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
14 апреля 2014 года г. Новосибирск
Ленинский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Хомяковой И.В.
С участием прокурора Садовниковой Е.И.
При секретаре судебного заседания Мамаевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бервинова Павла Гавриловича к Шестопалову Роману Георгиевичу, ИП Бобковой Ларисе Ивановне, Манину Валентину Петровичу о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Бервинов П.Г. обратился в суд с иском к Шестопалову Роману Георгиевичу, ИП Бобковой Ларисе Ивановне, Манину Валентину Петровичу о компенсации морального вреда.
В обоснование своих исковых требований указал, что 19.08.2013 года ответчик Шестопалов Р.Г. около 11 часов 30 минут, управляя по путевому листу технически исправным автобусом «ПАЗ 32054», регистрационный знак №, принадлежащим Манину В.П., двигался по маршруту № с пассажирами в салоне, в условиях светлого времени суток, неограниченной видимости, сухого асфальтового покрытия, следуя по <адрес> со стороны <адрес> в сторону <адрес> на остановке общественного транспорта ПКиО «им. Кирова», открыл двери салона автобуса и приступил к осуществлению посадки и высадке пассажиров.
Ответчик Шестопалов Р.Г., не убедившись в том, что пассажиры закончили высадку из автобуса, а также в том, что маневр начала движения является безопасным и не создает опасности для движения, осуществил одновременно маневр начала движения и закрытие дверей салона автобуса, в результате чего зажал закрывающейся передней дверью салона автобуса левую ногу пассажира Бервинова П.Г., осуществлявшего высадку из автобуса, лишив его возможности передвигаться.
При возникновении опасности для своего движения в виде зажатого дверью пассажира Бервинова П.Г., Шестопалов Р.Г. не принял мер к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства и у <адрес> допустил падение Бервинова П.Г. на проезжую часть <адрес>.
После совершения ДТП Шестопалов Р.Г. с места происшествия скрылся.
В результате противоправных действий ответчик Шестопалов Р.Г. по неосторожности причинил истцу Бервинову П.Г. телесные повреждения: закрытая черепно-мозговая травма в виде ушиба головного мозга средней степени, субарахноидального кровоизлияния, закрытого линейного перелома теменной и височной костей справа с переходом на среднюю черепную ямку, ушиб мягких тканей головы («отечность, гиперемия мягких тканей в левой теменной области») человека, поэтому оцениваются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
Как установлено следствием, совершение указанного дорожно-транспортного происшествия, в результате которого Бервинову П.Г. причинен тяжкий вред здоровью, состоит в прямой причинно-следственной связи с нарушением Шестопаловым Р.Г. требований пунктов 8.1, 10.1, 22.7 Правил дорожного движения.
Действия Шестопалова Р.Г. суд квалифицировал по части 1 статьи 264 Уголовного кодекса РФ - нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Постановлением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 20.12.2013 года уголовное дело в отношении Шестопалова Р.Г., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264 Уголовного кодекса РФ, прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса РФ, вследствие акта об амнистии.
Истец Бервинов П.Г. просил взыскать с ответчиков Шестопалова Р.Г., ИП Бобковой Ларисы Ивановны, Манина Валентина Петровича компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей, а также судебные расходы за составление искового заявления в размере 3000 рублей.
Истец Бервинов П.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что вследствие полученной травмы он стал терять слух, его состояние здоровья значительно ухудшилось, вследствие чего он испытывает моральные и нравственные страдания.
Ответчик Шестопалов Р.Г. и его представитель Бойков А.А. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела были извещены надлежащим образом, ранее в судебных заседаниях просили в иске отказать, представили письменные возражения, в соответствии с которыми вред причинен Шестопаловым Р.Г. при исполнении обязанностей водителя у индивидуального предпринимателя Бобковой Л.И., которая должна отвечать по обязательствам вследствие причинения вреда здоровью истца.
Определением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 08.04.2014 года к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены собственник автобуса «ПАЗ 32054» Манин В.П. и индивидуальный предприниматель Бобкова Л.И.
Ответчик Манин В.П. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, представил отзыв, просил в иске отказать, поскольку между ним и ИП Бобковой Л.И. был заключен договор аренды указанного транспортного средства. 15.01.2013 года по договору субаренды заключенного между ИП Бобкова Л.И. и Шестопаловым Р.Г. автомобиль ПАЗ 32054 г/н № был передан Шестопалову Р.Г. Полагает, что обязанность по возмещению вреда должен нести Шестопалов Р.Г., поскольку в момент ДТП Шестопалов Р.Г. владел транспортным средством на праве аренды.
Ответчик ИП Бобкова Л.И. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела была извещена, причину неявки суду не сообщила.
Суд, с согласия истца, определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, выслушав истца, заключение прокурора Ленинского района г. Новосибирска, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 234 ГПК РФ при рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание в общем порядке, исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным.
Судом установлено, что 19.08.2013 года около 11 часов 30 минут Шестопалов Р.Г., управляя по путевому листу технически исправным автобусом «ПАЗ 32054», регистрационный знак №, принадлежащим Манину В.П., двигался по маршруту № с пассажирами в салоне, в условиях светлого времени суток, неограниченной видимости, с ближним светом фар, сухого асфальтового покрытия, при этом следовал по <адрес> со стороны <адрес> в сторону <адрес>.
В пути следования Шестопалов Р.Г. подъехал к остановке общественного транспорта ПКиО им. Кирова, открыл двери салона автобуса и приступил к осуществлению посадки и высадке пассажиров.
Осуществляя посадку и высадку пассажиров, Шестопалов Р.Г., имея реальную возможность предвидеть наступление общественно-опасных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая на их предотвращение, не проявил должной внимательности и предусмотрительности, в нарушение требований пунктов 8.1, 10.1, 22.7 Правил дорожного движения РФ, не убедился в том, что пассажиры закончили высадку из автобуса, а также в том, что маневр начала движения является безопасным и не создаст опасности для движения, осуществил одновременно маневр начала движения и закрытие дверей салона автобуса, в результате чего зажал закрывающейся передней дверью салона автобуса левую ногу пассажира Бервинова П.Г., осуществлявшего высадку из автобуса, лишив его возможности передвигаться.
При возникновении опасности для своего движения в виде зажатого дверью пассажира Бервинова П.Г. Шестопалов Р.Г. не принял мер к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства и у <адрес> допустил падение Бервинова П.Г. на проезжую часть <адрес>.
После совершения ДТП Шестопалов Р.Г. с места происшествия скрылся.
Постановлением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 20.12.2013 года Шестопалов Р.Г. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ – нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Уголовное дело в отношении Шестопалова Р.Г. прекращено вследствие акта об амнистии; уголовное преследование Шестопалова Р.Г. прекращено.
Согласно заключению судебно-медицинского эксперта ГБУЗ НСО «Новосибирское областное клиническое бюро судебно-медицинской экспертизы» № 7193/6365-2013 от 17.10. 2013 года у Бервинова П.Г. имелись следующие телесные повреждения: закрытая черепно-мозговая травма в виде ушиба головного мозга средней степени, субарахноидального кровоизлияния, закрытого линейного перелома теменной и височной костей справа с переходом на среднюю черепную ямку, ушиб мягких тканей головы («отечность, гиперемия мягких тканей в левой теменной области»), которые образовались от воздействия твердых тупых предметов, возможно при вышеуказанных обстоятельствах и в срок,- в результате ДТП 19 августа 2013 года. Данные телесные повреждения согласно п.6.1.2. Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, по своему характеру непосредственно создают угрозу для жизни человека, поэтому оцениваются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
Согласно справке № 18969 МУЗ ГКБ № 34 Бервинов П.Г. в период с 19.08.2013 года по 28.08.2013 года проходил лечение в указанном учреждении с диагнозом: ушиб головного мозга средней степени тяжести, закрытый линейный перелом теменной и височной костей справа с переходом на среднюю черепную ямку; ушиб мягких тканей головы.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно статье 1079 Гражданского кодекса РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п., осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передачи ему источника повышенной опасности и т.п.).
В судебном заседании по ходатайству истца в качестве соответчиков привлечены Манин В.П. – собственник автобуса «ПАЗ 3254» и индивидуальный предприниматель Бобкова Л.И., с которой, как указал Шестопалов Р.Г., он состоял в трудовых отношениях.
О наличии трудовых отношений между ИП Бобковой Л.И. и Шестопаловым Р.Г. свидетельствуют следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 19.08.2013 года Шестопалов Р.Г. управлял автобусом по путевому листу.
В пункте 14 статьи 2 ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.2007 (ред. от 03.02.2014) дано понятие путевого листа - это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
В статье 6 указанного выше Федерального закона указано, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства Транспорта РФ N 152 от 18 сентября 2008 года утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
В пункте 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов указано, что путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование и номер путевого листа;2) сведения о сроке действия путевого листа;
3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
4) сведения о транспортном средстве;
5) сведения о водителе.
В пункте 9 указано, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Пункт 2 ст. 6 ФЗ "Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" запрещает осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Лицом, выдавшим путевой лист, по которому водитель Шестопалов Р.Г., выполняя трудовую функцию водителя, управлял указанным автобусом, является индивидуальный предприниматель Бобкова Лариса Ивановна.
В путевом листе № 3384 от 19.08.2013 года указана марка автобуса –ПАЗ, гос.номерной знак №, фамилия водителя – Шестопалов Р.Г., номер маршрута – №, смена – первая, выезд по расписанию – в 6-00, фактически – в 6-10; подпись диспетчера – Бобкова Л.И.; имеется запись о том, что автобус исправен, выезд разрешен и подпись механика ФИО7; имеется запись врача ООО «Динамика» медпункт о прохождении водителем Шестопаловым Р.Г. предрейсового контроля.
Отсутствие надлежащим образом оформленного трудового договора не имеет правового значения, так как согласно статье 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
На данное обстоятельство также обращено внимание в пункте 12 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».
То обстоятельство, что Шестопалов Р.Г. ДД.ММ.ГГГГ в момент ДТП выполнял перевозку пассажиров на автобусе ПАЗ-32054, гос.рег.знак № регион, принадлежащем Манину В.П., по путевому листу, установлено постановлением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 20.12.2013 года о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в отношении Шестопалова Р.Г., постановлением о назначении административного наказания мирового судьи 4-го судебного участка Ленинского судебного района г. Новосибирска от 02.10.2013 года по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ.
Однако ответчиком Маниным В.П. вместе с отзывом на исковое заявление представлен договор субаренды транспортного средства от 15.01.2013 г., согласно которому ИП Бобкова Л.И. и Шестопалов Р.Г. заключили договор субаренды вышеуказанного автобуса, находящегося во временном пользовании на основании договора аренды транспортного средства, заключенного между ИП Бобковой Л.И. и Маниным В.П.
Как указал Шестопалов Р.Г. в судебном заседании, указанный договор субаренды от 15.01.2013 г. на момент совершения ДТП не был заключен, а был подписан им позднее по указанию следователя ФИО8, расследовавшего уголовное дело в отношении Шестопалова Р.Г., и приобщен в материалы уголовного дела.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что в момент совершения ДТП между ИП Бобковой Л.И. и Шестопаловым Р.Г. имелись трудовые отношения, и Шестопалов Р.Г. на момент причинения вреда действовал по заданию перевозчика Бобковой Л.И., а не в соответствии с указанным договора.
О том, что договор субаренды транспортного средства от 15.01.2013 г. не имеет отношения к рассматриваемому спору, свидетельствуют также следующие обстоятельства.
На момент причинения вреда здоровью Бервинова П.Г. действовал и действует в настоящее время договор № 238 от 07.09.2009 г. об организации пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярного сообщения на условиях временной работы, заключенный между мэрией г. Новосибирска (уполномоченный орган) и Бобковой Ларисой Ивановной (перевозчик).
В пункте 13 статьи 2 ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" указано, что перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
Очевидно, что Шестопалов Р.Г., не являющийся индивидуальным предпринимателем и не являющийся участником юридического лица, не мог являться перевозчиком даже при наличии вышеуказанного договора субаренды, как и не мог быть перевозчиком при наличии действующего договора № 238 от 07.09.2009 г. об организации пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярного сообщения на условиях временной работы, заключенного между мэрией г. Новосибирска (уполномоченный орган) и Бобковой Ларисой Ивановной (перевозчик).
В то же время, как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 26.03 2014 года, Бобкова Л.И. является индивидуальным предпринимателем, осуществляет предпринимательскую деятельность, основной вид которой -внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию; имеет лицензию на осуществление данного вида деятельности.
Кроме того, согласно ответу начальника Управления пассажирских перевозок мэрии г. Новосибирска от 28.03.2014 г. за №24/06.1/00392 автобус ПАЗ-32054, гос.номер №, осуществляет пассажирские перевозки на маршруте №), договор № 238 от 07.09.2009 г., заключенный с ИП Бобковой Л.И., лицензия № срок действия до ДД.ММ.ГГГГ г.
Все вышеуказанное свидетельствует о том, что автобус ПАЗ-32054, гос.номер №, с участием которого был причинен вред здоровью истца Бервинова П.Г., использовался индивидуальным предпринимателем Бобковой Л.И. в рамках вышеуказанного договора № 238 от 07.09.2009 г. об организации пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярного сообщени