Номер дела | 2-3950/2013 ~ М-3608/2013 |
Дата суд акта | 18 декабря 2013 г. |
Категория гражданского дела | Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Прокуратура Дзержинского района |
ОТВЕТЧИК | ООО "УК "Дзержинец" |
Представитель истца | Соснин М.С. |
Дело № 2- 3950/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2013 года г. Новосибирск
Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьиМахамбетовой Н.Ж.
при секретареШварц Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г.Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Н» о признании действий незаконными,
у с т а н о в и л:
Прокурор Дзержинского района г.Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Н» о признании действий по взиманию платы за составление акта при обследовании внутридомового инженерного оборудования для опломбировки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды незаконными, отмене пункта 77 Перечня Платных услуг, утвержденных генеральным директором ООО «Н» приказом №304 от 11.06.2013г., указав в обоснование заявленных требований следующее.
Проведенной прокуратурой Дзержинского района г.Новосибирска проверкой установлено, что 11.06.2013г. генеральным директором ООО «Н» издан приказ №304, которым утвержден Перечень платных слуг, согласно пункту 77 которого, стоимость составления акта при обследовании внутридомового инженерного оборудования для опломбировки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды составляет 295 рублей.
Правилами и другими нормативно-правовыми актами не предусмотрено требование по установке пломб за счет граждан-потребителей.
Ответчик своими действиями неправомерно навязывает гражданам – потребителям дополнительные платные услуги, создает препятствия в реализации ими права на установку индивидуального прибора учета, обуславливает выполнение своей обязанности по приему в эксплуатацию прибора учета дополнительной платной услугой (работой), чем нарушает требования части 2 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992г. « О защит прав потребителей», частей 5,9 статьи 13 ФЗ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
16.08.2013г. прокуратурой района по результатам прокурорской проверки директору ООО «Н» внесено представление.
01.10.2013г. ответчиком в прокуратуру района представлен ответ на представление № 2195, согласно которому ответчиком отказано в удовлетворении требований, изложенных в представлении.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Дзержинского района г. Новосибирска – Соснин М.С. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – ООО «Н»» в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания дела.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждением к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено в судебном заседании, приказом управляющего директора ООО «Н» от 11.06.2013г. №304 утвержден Перечень платных слуг (л.д.9).
Согласно пункту 77 Перечня платных услуг, стоимость составления акта при обследовании внутридомового инженерного оборудования для опломбировки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды составляет 295 рублей (л.д.11).
16.08.2013г. прокуратурой района по результатам прокурорской проверки директору ООО «Н» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (л.д.14).
На представление прокурора района, 01.10.2013г. ответчиком представлен ответ, в котором ответчик ссылается на то, что требование, указанное в представлении, не может быть исполнено. Действующее законодательство РФ не предусматривает, что работы по составлению документации связанной с установкой ИПУ должны осуществляться безвозмездно (л.д.18).
Управляющей компанией указанное представление не исполнено.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу п.5 ст.13 указанного ФЗ, до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
На основании п.9 ст.13 указанного ФЗ, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, на момент издания ответчиком приказа от 01.10.2013г. регламентировались принятыми в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
В силу п. 4 названных Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной и горячей воды, а также за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды и отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п. 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 настоящих Правил.
Вместе с тем, данные Правила не регламентируют вопросы установки и ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, не прописывают, за чей счет они должны производиться. Порядок проведения работ по опломбированию приборов учета иными нормативно-правовыми актами также не определен. Положения пп. "г" п. 50, пп. "в", "г" п. 52, пп. "д" п. 53 Правил содержат лишь указания на обязанность потребителя обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении, запрет самовольно нарушать их, а также право исполнителя осуществлять проверку их целостности, но не предъявляют к потребителю требования произвести ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию за свой счет. Платность такой услуги для потребителя не следует из ч. 2 и 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ.
Установление и принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения, включающее их опломбирование, ответчик производит в силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ для исполнения своей обязанности рассчитывать размер платы за коммунальные услуги, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям установленных приборов учета, а также с целью реализации своего права на контроль за их использованием, соответственно данная сторона правоотношений несет бремя затрат в связи с проведением таких мероприятий. Только после этого у потребителя согласно пп. "г" п. 52 Правил возникает обязанность обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета, установленных в его жилом помещении.
Из п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, следует, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Согласно п. 4 ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, притом, что к сфере таких интересов, безусловно, относится возможность исчисления платы за коммунальные услуги по индивидуальным приборам учета (п. 3 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 155, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе, за предоставление коммунальных услуг.
Кроме того, согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, пломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда пломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц. Данный документ вступает в силу с 01.01.2013 и регулирует отношения в сфере водоснабжения (подготовка, транспортировка и подача питьевой или горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного или горячего водоснабжения соответственно) и водоотведения (прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения). К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
В силу п.2 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей», запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Обязанность собственников жилых помещений в многоквартирном доме производить опломбирование приборов учета за свой счет не предусмотрена ни Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, ни иными правовыми актами, в том числе и Правилами предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что своими действиями ответчик неправомерно навязывает гражданам-потребителям дополнительные платные услуги, создает препятствия в реализации ими права на установку индивидуального прибора учета, обуславливает выполнение своей обязанности по приему в эксплуатацию прибора учета дополнительной платной услугой (работой), чем нарушает требования п. 2 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", частей 5,9 ст.13 ФЗ №261-ФЗ « Об энергосбережения и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При таких обстоятельствах, по мнению суда, существуют все правовые основания для признания незаконными действия ООО «Н» по взиманию платы за составление акта при обследовании внутридомового инженерного оборудования для опломбировки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, признании незаконным пункта 77 Перечня Платных услуг, утвержденных генеральным директором ООО «Н» приказом №304 от 11.06.2013г.
Ответчиком не представлено возражений по иску.
Таким образом, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Дзержинского района г.Новосибирска удовлетворить.
Признать действия ООО «Н» по взиманию платы за составление акта при обследовании внутридомового инженерного оборудования для опломбировки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды незаконными.
Признать незаконным и отменить пункт 77 Перечня Платных услуг, утвержденных генеральным директором ООО «Н» приказом №304 от 11.06.2013г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Дзержинский районный суд г.Новосибирска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: (подпись) Н.Ж. Махамбетова
.
.
.
.