Номер дела 2-2592/2014 ~ М-1765/2014
Дата суд акта 29 октября 2014 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Прокурор г. Бийска в инт. РФ
ОТВЕТЧИК филиал ОАО "Газпромбанк"
Представитель истца Педрико О.А.
Представитель ответчика Суслина М.А.

Гр.дело __

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2014 г.г.Новосибирск

Заельцовский районный суд г.Новосибирска в с о с т а в е:

судьиКоневой Ю.А.

при секретареЕрмаковой А.А.,

с участием представителя истцаПедрико О.А.,

представителя ответчикаСуслина М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Бийска к ОАО «Газпромбанк» о признании отказа в предоставлении сведений незаконными, понуждении предоставить сведения,

установил:

Прокурор города Бийска, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд к ОАО "Газпромбанк" о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставить запрашиваемые сведения. В обоснование доводов указал, что во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от xx.xx.xxxx года __ "<данные изъяты>." проведена проверка соблюдения государственными служащими МУ МВД России «Бийское» установленной ст. 8 ФЗ «О противодействии коррупции» обязанности по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, расходах за 2013 год.

В соответствии с п.24 раздела Комплексного плана мероприятий по противодействию коррупции на __ годы, утвержденного приказом генерального прокурора РФ от xx.xx.xxxx г. __ прокурорам субъектов Российской Федерации поручено на постоянной основе проверять исполнение законодательства о противодействии коррупции, о государственной службе.

xx.xx.xxxx г. и xx.xx.xxxx г. прокурором города Бийска направлено требование в дополнительный офис «Бийское» ОАО "Газпромбанк" о предоставлении сведений о наличии у перечисленных в запросе лиц открытых счетов с указанием остатка денежных средств на счете по состоянию на xx.xx.xxxx года. Банк отказал в предоставлении данных сведений, ссылаясь на банковскую тайну, предусмотренную ФЗ N 395-1 от 02.12.1990 "О банках и банковской деятельности", а также на Указ Президента РФ от 21.09.2009 г. № 1065 и разъяснением возможности предоставления таких сведений по запросам органов прокуратуры только в отношении служащих прокуратуры.

Прокурор полагает данный отказ незаконным. В соответствии со ст. 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории РФ, различными органами и лицами. Органы прокуратуры имеют право доступа к информации, необходимой для осуществления прокурорского надзора.

В судебном заседании представитель истца Педрико О.А. требования поддержала.

Представитель ответчика Суслин М.А. в судебном заседании с требованиями не согласился, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве, в котором со ссылкой на ФЗ "О банках и банковской деятельности", говорится, что органы прокуратуры действующим законодательством не отнесены к лицам, имеющим право запрашивать информацию, составляющую банковскую тайну. Так же Указом Президента N 309 от 2 апреля 2013 года утвержден перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы РФ и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, прокуратура к таким органам не относится. Просил в удовлетворении иска отказать (л.д. 52, 53).

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего:

Статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Как установлено судом и следует из материалов дела, xx.xx.xxxx и xx.xx.xxxx прокурор города Бийска в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от xx.xx.xxxx г. __ <данные изъяты> и проводимой прокуратурой города Бийска проверкой соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции направил в дополнительный офис «Бийское» ОАО «Газпромбанк» в городе Бийске Алтайского края требования о предоставлении сведений о наличии у перечисленных в запросе лиц открытых счетов с указанием остатка денежных средств на счете по состоянию на xx.xx.xxxx г. (л.д. 10, 11).

В письме от xx.xx.xxxx г. директор по развитию бизнеса ОАО "Газпромбанк" отказал в предоставлении запрашиваемой информации со ссылкой на то, что истребуемая информация является банковской тайной, органы прокуратуры отсутствуют в перечне должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, утвержденных Указом Президента РФ от 2.04.2013 г. № 309 (л.д. 12-13).

Вместе с тем, в силу ст. 1, п. 2.1 ст. 4, ст.ст. 21, 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", п. 6 ст. 5, ст.ст. 6, 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" ст. 20, ч. 3 ст. 67 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" суд полагает, что прокурор является специально уполномоченным лицом, на которого возложены функции надзора за исполнением законодательства о государственной, муниципальной службе и противодействия коррупции, поэтому в рамках представленных ему полномочий вправе истребовать необходимую информацию, в том числе информацию о банковских счетах с целью проведения соответствующих проверок.

Судом установлено, что целью истребования сведений являлась проверка прокурором исполнения руководителями и сотрудниками МУ МВД России «Бийское» установленных действующим законодательством обязанностей, то есть выявление и пресечение коррупционных правонарушений, поэтому у банка отсутствовали основания для отказа в предоставлении запрашиваемых документов.

Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ определено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Названный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).

Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (п. п. "а", "б" п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ).

Анализ правовых норм названного Закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной, муниципальной службы.

Согласно п.п. 6, 7 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года N 297, Генеральному прокурору Российской Федерации при ежегодном представлении в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклада о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению уделять особое внимание вопросам, касающимся предупреждения коррупции и борьбы с ней; Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам провести в 3 квартале 2013 года проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов.

Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" от 07.12.2007 N 195 (ред. от 10.02.2012) определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

Согласно ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В силу п. 2.1 ст. 4 названного Закона органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

В пункте 2 статьи 12 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" указано, что контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Частью 6 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О противодействии коррупции" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации закреплено в ч. 3 ст. 67 названного Закона.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ, вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокурор города Бийска в пределах возложенной компетенции направил запрос в ДО ОАО "Газпромбанк" о предоставлении информации, необходимой для проверки соблюдения законодательства о государственной службе и законодательства о противодействии коррупции.

Приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела свидетельствуют о соответствии требований прокурора действующему законодательству.

Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности отказа ОАО "Газпромбанк" в предоставлении прокурору сведений по банковским счетам и вкладам на лиц в прилагаемом списке.

Доводы ответчика об отсутствии у прокурора полномочий по истребованию сведений, составляющих банковскую тайну, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Ссылка в жалобе на Указы Президента Российской Федерации N 1065 от 21.09.2009, N 309 от 02.04.2013, предусматривающие порядок осуществления проверки, направления запроса, перечень должностных лиц, которые вправе направлять данные запросы в Банк, несостоятельна, основана на ошибочном толковании норм действующего законодательства, кроме того положения названных Указов Президента РФ не распространяются на компетенцию органов прокуратуры.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд