Номер дела | 2-2612/2014 ~ М-2257/2014 |
Дата суд акта | 7 августа 2014 г. |
Категория гражданского дела | Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Савельев Д. Ю. |
ОТВЕТЧИК | Администрация Калининского района отдел образования |
Представитель ответчика | Трофимов Д.А. |
Дело № 2-2612/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 августа 2014 года г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Тайлаковой О.В.,
При секретаре Сергиенко О.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Савельева Д. Ю. к Администрации Калининского района г. Новосибирск о возложении обязанности предоставить место в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении,
у с т а н о в и л :
Савельев Д.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Калининского района г. Новосибирска о возложении обязанности предоставить место в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении, мотивированным тем, что истец является отцом несовершеннолетнего ребенка <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ст. 43 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на образование. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Согласно ч.1 ст. 67 указанного закона получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. В связи с чем, при достижении несовершеннолетними указанного возраста и при наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, у детей возникает право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении. Тем не менее, ответчик нарушает конституционное право его дочери В. на получение дошкольного образования. 19.03.2013 <данные изъяты> была поставлена на учет – регистрационный номер очереди №, но до настоящего времени местом в детском саду дочь не обеспечена. 01.07.2014 истцом был получен ответ Администрации Калининского района г. Новосибирска о том, что его дочь поставлена на учет для получения места в дошкольном образовательном учреждении, но в связи с высокой очередностью, при комплектовании детских садов данного участка дети возрастной группы от 2 до 3 лет от даты постановки на очередь <данные изъяты> не распределялись. При этом, истец отмечает, что действующее федеральное законодательство не предусматривает предоставление доступа к дошкольному образованию в порядке очередности. Исходя из этого, все нуждающиеся должны быть обеспечены местами в детских садах с момента возникновения потребности в этом, и вне зависимости от очередности подачи соответствующего заявления. Просит обязать Администрацию Калининского района г. Новосибирска предоставить <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, доступ к дошкольному образованию через предоставление места в дошкольном образовательном учреждении г. Новосибирска, расположенном на разумном географическом удалении от места жительства (МКДОУ д/с № 473, МКДОУ д/с № 491, МКДОУ д/с № 460, МКДОУ д/с № 448, МКДОУ д/с 19) в группе полного дня, в течение одного месяца с момента вынесения решения по существу.
В судебном заседании истец Савельев Д.Ю. доводы искового заявления поддержал в полном объёме.
Представитель ответчика Администрации Калининского района г. Новосибирска – Трофимов Д.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил письменные возражения (л.д. 40).
Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, пришёл к следующему выводу:
Судом установлено, что Савельев Д.Ю. является отцом <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что следует из свидетельства о рождении № ( л.д.24).
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> была поставлена на очередь будущих воспитанников муниципальных бюджетных образовательных учреждений отдела образования администрации Калининского района г. Новосибирска за регистрационным номером очереди №, за текущим номером очереди № ( л.д.9).
24.06.2014 на обращение Савельева Д.Ю. в отдел образования Администрации Калининского района г. Новосибирска был дан ответ, из которого следует, что в связи с высокой очередностью, при комплектовании детских садов данного участка дети возрастной группы от 2 до 3 лет от даты постановки на очередь <данные изъяты> не распределялись. Комплектование детских садов не завершено и будет проводиться до 1 сентября. Место в детском саду будет предоставлено ребенку в порядке очереди (л.д.25).
Ст. 18 ФЗ РФ "Об образовании в РФ" установлено, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Согласно ст. 16 указанного Закона общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.
Аналогичные положения относительно правил приема граждан в образовательные учреждения предусмотрены в пункте 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года N 666 (действовавшим до 16 апреля 2012 года), и соответственно в пункте 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 года N 2562, действовавшего до 03.11.2013.
В силу пункта 2.2. Постановления мэрии г. Новосибирска от 10 июня 2013 г. № 5441 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по приёму заявлений, постановке на учёт и направлению для зачисления детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» муниципальная услуга предоставляется от имени мэрии отделом дошкольного образования Главного управления образования мэрии г. Новосибирска ( далее – ГОУ), отделами образования администраций районов г. Новосибирска, администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска.
Так, согласно пунктам 2.3.,2.7.,2.10.1 предоставление мест для детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях осуществляется при достижении ребёнком возраста полутора лет на основании путёвок-направлений для зачисления (приёма) ребёнка в дошкольное учреждение (далее – путёвка-направление), выданных ГУО РОО, при наличии свободных мест в дошкольном учреждении. Основанием для приостановления муниципальной услуги является отсутствие свободных мест в дошкольных учреждениях. Предоставление муниципальной услуги возобновляется при достижении ребёнком возраста полутора лет и наличии свободного места в дошкольном учреждении, указанном в заявлении, после подачи заявителем документов, предусмотренных п.п. 2.10.2.
В соответствии с п.2.1 Правил приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на территории города Новосибирска, утвержденных Постановлением Мэрии города Новосибирска от 17.03.2010 № 65, прием детей в дошкольные учреждения осуществляется при наличии свободных мест в порядке очередности, которая формируется РУО (РОО), ГУО.
В соответствии с ч.4 ст. ст. 67 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 07 мая 2012 года N 599 Правительству РФ поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Согласно позиции Пленума Верховного суда РФ, изложенной в Постановлении от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Судом установлено, что малолетняя <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ поставлена на очередь для получения места в одном из дошкольных учреждений Калининского района. По состоянию на 17.07.2014 текущий номер в очереди <данные изъяты> в возрастной группе от 2 до 3 лет по району – №, по участку «Красная горка» - 511 (л.д.56).
Как следует из ответа Администрации Калининского района г. Новосибирска на имя Савельева Д.Ю. от 24.06.2014, в связи с высокой очередностью, при комплектовании детских садов данного участка дети возрастной группы от 2 до 3 лет от даты постановки на очередь <данные изъяты> не распределялись (л.д.25).
Судом установлено, что льготой для внеочередного и первоочередного поступления в детский сад ребенок истца не обладает.
Как следует из ответа Администрации Калининского района г. Новосибирска и позиции представителя ответчика, в настоящее время решить вопрос о предоставлении места в детском саду <данные изъяты> в связи с высокой очерёдностью и отсутствием свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях Калининского района г. Новосибирска не представляется возможным.
Таким образом, судом установлено, что в предоставлении места в дошкольном учреждении ребенку истца отказано не было, ребенок истца поставлен на учет с соблюдением требований законодательства.
В целях обеспечения доступности дошкольного образования в г. Новосибирске постановлением мэрии г. Новосибирска от 24 ноября 2010 г. № 4800 утверждена ведомственная целевая программа «Обеспечение доступности услуг дошкольного образования в г. Новосибирске» на 2011 - 2015 годы. Ожидаемыми результатами реализации программы являются: увеличение количества мест в ДОУ и образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, и за счет этого увеличение до 68 % охвата детей дошкольным образованием в г. Новосибирске. Общий объем финансирования программы составляет 7522,72 млн. рублей. С целью сокращения очередности на получение места в ДОУ мэрией г. Новосибирска проводится целенаправленная работа по созданию дополнительных мест для дошкольников: принятие детских садов в муниципальную собственность; проведение текущего и капитального ремонта; восстановление групп, использованных не по профилю, в действующих детских садах; строительство новых детских садов. Это позволило за последние пять лет создать в городе Новосибирске дополнительно более 11,5 тысячи новых мест для дошкольников, что увеличило охват детей различными формами дошкольного образования с 44 % до 55 %.. .
Соответственно, меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждениях с целью обеспечения всех нуждающихся предпринимаются.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на образование.
Вместе с тем, гарантированные Конституцией РФ права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьей 17 Конституции РФ, которая предусматривает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Реализация истцом конституционных прав на получение его ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее <данные изъяты>, также имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Само по себе наличие очереди на получение мест в бюджетных дошкольных образовательных учреждениях нельзя расценивать, как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца, поскольку разрешение проблемы нехватки мест в данных учреждениях требует значительных денежных вложений, которая в настоящее время мэрией г. Новосибирска разрешается, что следует из целевой программы «Обеспечение доступности услуг дошкольного образования в г. Новосибирске» на 2011 - 2015 годы.
Реализация прав на получение места в дошкольном образовательном учреждении путем принудительного (по решению суда) увеличения количества мест, приведет к нарушению требований "Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" СанПиН 2.4.1.2660-10, что будет также ущемлением прав детей, которые уже посещают такие дошкольные учреждения, и повлечет установленную законом ответственность учреждения.
Исходя из вышеизложенного, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований Савельева Д.Ю., поскольку судом не установлено бездействие ответчика в не обеспечении ребёнка истца местом в дошкольном образовательном учреждении, данное место будет предоставлено с учётом очередности, которая устанавливается в г. Новосибирске в соответствии с Постановлением мэрии г. Новосибирска от 10 июня 2013 г. № 5441 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по приёму заявлений, постановке на учёт и направлению для зачисления детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» и Правил приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на территории города Новосибирска, утвержденных Постановлением Мэрии города Новосибирска от 17.03.2010 № 65, принятых в пределах полномочий Мэрии г. Новосибирска, в соответствии с положениями ст.16 ФЗ РФ "Об образовании в РФ".
Учитывая установленные и изложенные судом обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Савельева Д. Ю. к Администрации Калининского района г. Новосибирск о возложении обязанности предоставить место в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении - отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд Калининского района г. Новосибирска.
Судья- подпись Тайлакова О.В.
Мотивированное решение суда в окончательном виде изготовлено 11 августа 2014 года.
Судья- подпись Тайлакова О.В.
«КОПИЯ ВЕРНА»
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-2612/2014 в суде Калининского района г. Новосибирска.
Судья - Тайлакова О.В.
Секретарь - Сергиенко О.А.
Решение суда на дату «____»_________________ 2014 года не вступило в законную силу.
Судья - Тайлакова О.В.
Секретарь - Сергиенко О.А.
Решение суда не обжаловано (обжаловано) и вступило в законную силу «___»_________________ 2014 года.
Судья -