Номер дела | 2-5350/2016 ~ М-4929/2016 |
Дата суд акта | 17 ноября 2016 г. |
Категория гражданского дела | О защите прав потребителей -> из договоров в сфере торговли, услуг... -> из договоров в иных сферах деятельности |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Жданов А. Ф. |
ОТВЕТЧИК | УФПС Новосибирской области - филиал ФГУП "Почта России" |
Представитель истца | Гончаров И.В. |
Дело № 2- 5350 /2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2016 годаг. Новосибирск
Заельцовский районный суд г. Новосибирска
в составе:
председательствующего судьиЧалковой С.Н.,
при секретареКовригиной А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жданова Александра Федоровича к ФГУП «Почта России» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
В Заельцовский районный суд г. Новосибирска подано иск Жданова Александра Федоровича к ФГУП «Почта России» о защите прав потребителей, в котором истец указал, что с 20.03.2013 между ним и ответчиком осуществлялись правоотношения по поводу оказания ему ответчиком услуг почтовой связи с использованием бонусной карты «Любимый клиент» __ баллы на которую начисляются при оказании услуг ответчиком в почтовом отделении. 11.11.2013 года истцом в почтовом отделении __ филиала ответчика по адресу г... с ответчиком были заключены договоры об оказании услуги почтовой связи. Однако работник ответчика – оператор указанного отделения, ссылаясь на технический сбой, не начислила баллы на карту истца «Любимый клиент». Невозможность получить баллы на карту в рамках оказания услуг почтовой связи свидетельствует о недостатках в оказании истцу услуг почтовой связи, а ответчик тем самым нарушил потребительское право истца на качество услуги. Истец обратился с претензией к ответчику, в ответе на которую ответчик признал факты не начисления баллов на карту, но в добровольном порядке не удовлетворил требование о возмещении убытков и компенсации морального вреда, в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд. Просит взыскать с ответчика в качестве компенсации морального вреда __ рублей, в возмещение судебных издержек на составление досудебной претензии __ рублей.
В судебном заседании истец Жданов А.Ф. и его представитель Гончаров И.В. поддержали заявленные требования. Истец дополнительно пояснил, что баллы на карту начислялись при оказании услуг ответчиком в почтовом отделении и только при оплате данных услуг и является частью публичного возмездного договора оказания услуг ответчика и составляет условия, касающиеся цены услуги. Предоставление бонуса, с одной стороны, осуществляется при внесении платы потребителя за услуги и не может осуществляться без первоначального денежного оплаты потребителем, с другой стороны, уменьшения цены услуг путем передачи потребителю привилегии в виде материального, имеющего цену подарка из каталога ответчика.
Использование бонусной системы как части раздела о цене договора в рамках публичного договора, органически связанной непосредственно с оказанием услуг, выполнением работ или предоставлением товара- не противоречит закону и не запрещено им. В ответе на претензию ответчик мотивировал ненадлежащее оказание услуг техническими проблемами, что не является обстоятельством непреодолимой силы.Именно поэтому не исполнение обязательств ответчика в рамках данной программы свидетельствует о недостатках в оказании услуг ответчика, представляет собой нарушение потребительского права на качество услуг, установленное в ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился по тем основаниям, что бонусная система, коей являлась программа «Любимый клиент», не является почтовой услугой, являлась поощрительной системой. Ответственность оператора при оказании услуги почтовой связи наступает при несоблюдении сроков пересылки отправлений, утере почтового отправления, и других случаях, а бонусная система никакого отношения к качеству услуг почтовой связи не имеет. Истцом не доказано, что бонусная программа должна была распространяться на почтовую услугу, полученную истцом, она имела изъятия, является безвозмездной. Просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам, что исковые требования Жданова А.Ф. подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 2300-1 от 07 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребитель это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
В силу ч.1 ст.4 ФЗ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Федеральный закон от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
Предметом заключаемого между абонентом и оператором договора являются услуги связи, оказываемые последним первому.
Согласно ст. 44 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
В соответствии со ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
Из материалов дела судом установлено, что Жданов А.Ф. с 20.03.2013года стал участником программы «Любимый клиент» для клиентов ФГУП «Почта России» на условиях, установленных Правилами Программы (л.д. 5-8).
Согласно п. 2 Программы «Любимый клиент» данная программа определяет взаимоотношения, в которых Участник приобретающий товар и /или услуги у предприятия с помощью карты, получает право на получения Привилегий в соответствии с правилами Программы.
Клиентом данного программы является физическое лицо, пользующееся услугами Предприятия ( ФГУП «Почта России»).
Баллы начисляются на Счет Участника при оплате услуг предприятия и списываются со счета участника при заказе у Предприятия призов ( товаров) с использованием карты.
Согласно п. 4.1 Программы «Любимый клиент» Баллы начисляются на счет Участника при совершении покупок Участником у Предприятия, во время реализации Предприятием товаров и /или услуг в отношении которых происходит начисление баллов в рамках Программы
Согласно п.4.3 Программы «Любимый клиент» при реализации Предприятием товаров и или услуг, в отношении которых в рамках Программы происходит начисления баллов, для начисления баллов Участник должен уведомить Предприятие непосредственно перед совершением покупки или получением услуги о том, что покупка осуществляется в рамках Программы, путем предоставления своей карты на кассовом терминале.
Проанализировав данные условия договора, суд приходит к выводу, что указанная Программа действует только при оказании услуг почтовой связи и только при оплате данных услуг. Следовательно, данная Программа является одним из условий договора по оказанию услуг почтовой связи.
11.11.2013 года заключенный между Ждановым А.Ф. и ФГУП «Почта России» договор об оказании услуг почтовой связи является возмездным, так как по нему была произведена оплата ( л.д. 14 оборот) и соответственно по Программе должны быть начислены бонусы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что правоотношения, по поводу которых между сторонами по делу возник спор, регулируются договором об оказании услуг связи и подпадают под сферу действия Закона от 07.02.1992 __ "О защите прав потребителей", поскольку, как указано выше, данная Программа является одним из условий договора по оказанию услуг почтовой связи и самостоятельно не действует.
Также установлено и не оспаривалось ответчиком, что 11.11.2013 года при заключении договора об оказании услуг почтовой связи истцом с ответчиком в почтовом отделении __ г. Новосибирска баллы на карту истца «Любимый клиент» не были начислены по причине технического сбоя, что является недостатком в оказании истцу услуг почтовой связи.
18.11.2013 года Жданов А.Ф. обратился с претензией к ответчику. (л.д.14). Ответчик 17.12.2013 г__ в ответе на претензию признал факт нарушения.( л.д. 15).
Согласно ст.15. Закон РФ «О защите прав потребителя» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Суд полагает, что в связи с допущенными нарушениями прав потребителя, с ответчика подлежит взыскании компенсация морального вреда. Однако, сумму компенсации морального вреда, заявленную в иске, суд находит завышенной и, полагает необходимым, определить ее в размере в __ руб.
В силу п. 6 ст. 13 Закон РФ «О защите прав потребителей» с ответчика подлежит взысканию штраф в размере __ руб.
Согласно ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в размере __ рублей по предъявлению претензии до обращения с иском в суд. Данные расходы подтверждены квитанцией, дополнительным соглашением (л.д.).
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в местный бюджет в размере __ руб.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд