Номер дела | 2-3174/2016 ~ М-1647/2016 |
Дата суд акта | 15 июня 2016 г. |
Категория гражданского дела | Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Криволапов Г. И. |
ОТВЕТЧИК | ФГБ образовательное учреждение высшего образования "СибГУТИ" |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Федеральное агентство связи |
Представитель истца | Строева Н.Л. |
Представитель ответчика | Владимирова Т.Б. |
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
16 июня 2016 года<адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Шевелевой Е.А.
При секретаре Сырмич Н.Ю.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Криволапова Г. И. к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» о признании устава не соответствующим закону, обязании привести устав в прежнюю редакцию, признании выборов на должность ректора незаконными, обязании согласовать повторные выборы,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Криволапов Г.И. обратился в суд с указанным иском к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» (СибГУТИ). В обоснование иска указал, что работает в СибГУТИ с августа 1971 года по настоящее время, последовательно занимал должности: инженера, младшего научного сотрудника, старшего научного сотрудника, доцента, начальника отдела. В настоящее время работает в должности заведующего научно-исследовательской лабораторией, является руководителем Научно-технического центра специализированных информационных систем (НТЦ СИС). В соответствии с законодательством Российской Федерации управление университетом осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом СибГУТИ является ректор. Участие работников СибГУТИ в управлении университетом осуществлялось через представительный орган работников, профсоюз, и коллегиальные органы управления, к которым, в соответствии с уставом, относятся общее собрание (конференция) работников и обучающихся в университете, учёный совет, попечительский совет, совет стратегического планирования университета. В соответствии с уставом конференция являлась высшим органом управления СибГУТИ. К компетенции конференции относилось решение следующих вопросов: принятие устава университета и внесение в него изменений; выборы ректора; оценка и утверждение отчета ректора; утверждение коллективного договора, дополнений и изменений к нему, а также осуществление контроля за его выполнением; избрание представителей в ученый совет университета, а также их отзыв (за исключением представителей, входящих в состав ученого совета университета по должности); утверждение итогов финансово-хозяйственной и социально-экономической деятельности университета; иные вопросы, отнесенные к компетенции Конференции в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
/дата/ был издан приказ по СибГУТИ №, в котором со ссылкой на приказ Федерального агентства связи от /дата/ №, в пункте 3 которого объявлялся утратившим силу ранее действовавший Устав федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» (ФГОБУ ВПО «СибГУТИ»), утверждённый приказом Федерального агентства связи от /дата/ №. Ознакомление с текстом Устава, опубликованного в соответствии с п. 6 приказа на официальном сайте СибГУТИ, выявило, что работодатель существенным образом изменил содержание документа, статус Конференции понижен, её компетенция без согласия или согласования сотрудников Университета ограничена, чем ограничено право работников и сотрудников Университета на участие в управлении деятельности Университета, что является нарушением нормы статьи 52 ТК РФ, которая предусматривает права работников на участие в деятельности по управлению организацией, в которой он трудится. В уставе СибГУТИ, введённом в действие приказом по университету от /дата/ №, не прописана процедура принятия и утверждения, а также внесения изменений в Устав Университета. То есть работники СибГУТИ и истец том числе, лишены установленного законом права на участие в коллегиальном управлении Университетом, в части принятия и утверждения, а также внесения изменений в Устав. Вновь принятая редакция Устава для открытого обсуждения в коллективе университета не выкладывалась, конференцией университета не принималась, как это требовалось действующим на тот момент Уставом университета, при этом нарушены требования пункта 3.5 о том, что устав Университета и изменения к нему принимаются Конференцией открытым голосованием, утверждаются Федеральным агентством связи и подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, всем работникам и обучающимся должны быть созданы условия для ознакомления с Уставом, внесения предложений о его изменении и для свободного обсуждения этих предложений. Принятие «новой» редакции устава СибГУТИ осуществлено не озвученным органом управления, упоминание об этом органе отсутствует и на титульном листе «нового» Устава.
/дата/ ученый совет Университета принял решение о проведении выборов ректора Университета, объявил процедуру регистрации кандидатов для участия в выборах ректора, утвердил Положение о процедуре выборов ректора, которое, в соответствие с Уставом Университета, предусматривает проведение только альтернативных выборов (протокол № от /дата/). На заседание ученого совета присутствовал заместитель руководителя Федерального агентства связи РФ (учредителя) В.В.Шелихов, который сразу же озвучил позицию учредителя - поддержать кандидатуру и.о.ректора Б. В.В. /дата/ закончилась регистрация кандидатов и выяснилось, что документы подал только один кандидат-Беленький В.В., поскольку другим кандидатам было «рекомендовано не участвовать в выборах», а действующий на тот момент Устав Университета предполагает избрание ректора только на альтернативной основе. В создавшейся ситуации, вместо продления процедуры подготовки и проведения выборов ректора, путём создания условий для участия в выборах нескольких претендентов, действующая администрация Университета предприняла действия для изменения Устава университета, который позволял бы выбрать ректора на безальтернативной основе. /дата/ ученый Совет «по настоятельной просьбе» администрации согласился на внесение изменений в Устав, предусматривающий безальтернативные выборы ректора. Однако предлагаемые изменения устава для обсуждения коллективом не выносились, новая редакция Устава Конференцией не принималась, хотя по действующему на тот период времени Уставу все изменения должны утверждаться только Конференцией. Сделанные изменения в Уставе, такие как: исключение из компетенции Конференции процедуры утверждения и изменения Устава, и просто исключение упоминания о процедуре утверждения и изменения Устава из текста этого документа, внедрение в Устав безальтернативных выборов ректора Университета в срочном порядке были утверждены учредителем, предположительно задним числом, поскольку оказались включенными в приказ о переименовании Университета №, датированный /дата/, хотя незаконное решение ученого совета было принято спустя 29 дней, /дата/. Это является незаконным и противоречит нормам Устава Университета, нормам ФЗ № от /дата/ «Об образовании» и приказу Федерального агентства связи от /дата/ № "О порядке опубликования и вступления в силу приказов Федерального агентства связи, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации".
Новая редакция Устава СибГУТИ, а именно п.п. 8.14 и п.8.19 помимо того, что противоречит нормам ряда законов, также существенным образом ущемляет и нарушает права истца, как сотрудника на участие в выборах на должность ректора университета, так и других сотрудников университета, которые были лишены возможности принять участие в выборах, как претенденты (кандидаты) на должность ректора СибГУТИ через общую конференцию университета, а не тайным голосованием, которое якобы состоялось в СибГУТИ и якобы там тайным голосованием был избран ректором В.Г. Беленькин.
На основании изложенного истец просит:
1. Признать несоответствующими ФЗ от /дата/ № «Об образовании в Российской Федерации», статье 52 Трудового кодекса РФ, постановлению Правительства РФ от /дата/ (в редакции от /дата/) главу 8 Устава СибГУТИ, а также нормы п. 8.19 и 8.14 Устава федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики», введённый в действие приказом по университету от /дата/ №, который нарушает и ограничивает права на участие сотрудников Университета в управлении Университетом через общее собрание (конференцию) сотрудников Университета, так как конференция должна являться высшим органом управления Университетом, а выборы ректора университета не должны быть сделаны путем тайного голосования;
2. Обязать СибГУТИ главу 8 Устава принятого в 2015 году привести в соответствие с нормами Закона РФ «Об образовании», с нормами ст. 52 ТК РФ, т.е. в прежней редакции Устава;
3. Признать несоответствующими закону, т.е. незаконными выборы от /дата/ на должность ректора СибГУТИ В.Г.Б., которые прошли без участия коллектива СибГУТИ и без созывания конференции;
4. Обязать учёный Совет СибГУТИ согласовать с Федеральным агентством связи РФ повторные выборы ректора в соответствии с Уставом университета, принятого конференцией работников и обучающихся /дата/ и утверждённого приказом Федерального агентства связи РФ от /дата/ №.
Истец и его представитель Строева Н.Л. в судебном заседании поддержали требования искового заявления, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Владимирова Т.Б. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, где указала, что Учредителем СибГУТИ является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя в отношении СибГУТИ осуществляются Федеральным агентством связи (Россвязь). Россвязь находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Указала, что истец ссылается на нормативно-правовые акты, некоторые из которых утратили силу. Пункт 5 ст. 108 Закона №-Ф3 предписывает, что наименования и уставы образовательных учреждений должны быть приведены в соответствие с указанным законом не позднее /дата/ /дата/ приказом Россвязи № Устав СибГУТИ был утве