Номер дела 2а-7893/2015 ~ М-6490/2015
Дата суд акта 19 ноября 2015 г.
Категория гражданского дела Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов ... -> прочие (возникающие из административных и иных публичных правоотношений)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Рейнер С. И.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Управление Пенсионного фонда России в Ленинском районе г. Новосибирска (УПФР)
Представитель ответчика Зеленкиной Л.А.

Дело № 2а-7893/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 ноября 2015 года г. Новосибирск

Ленинский районный суд г.Новосибирска в лице судьи Головачёвой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Ольховской Л.Н.,

с участием представителя административного ответчика Зеленкиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Рейнера С.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ленинском районе г.Новосибирска о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Рейнер С.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ленинском районе г.Новосибирска, в котором просил признать незаконным постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ .

В обоснование иска административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ им было получено постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым с него взысканы страховые взносы, пени, штрафы за счет имущества: 24 038 руб. 14 коп. – в пенсионный фонд, 4 319 руб. 37 коп. – в ФОМС. Новосибирской городской регистрационной палатой ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. ДД.ММ.ГГГГ по его заявлению внесена запись о закрытии ИП. В г.Новосибирске он зарегистрирован по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ его семья переехала в г.Челябинск, зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>, но продолжают иметь регистрацию в г.Новосибирске. О проживании в г.Челябинске в УПФР знали, им направлялись письма. Несмотря на это, УПФР направляло ему требования, а также другую корреспонденцию по адресу: <адрес>.

Истец полагает, что, являясь пенсионером-инвалидом МВД РФ по военной травме, он не должен платить страховые взносы. В 2010 и 2011 годах пенсионеры МВД РФ были освобождены от уплаты страховых взносов. С 01.01.2015 действует Федеральный закон «О страховых пенсиях», который увеличил страховой стаж с 5 до 15 лет. Таким образом, получить льготную вторую пенсию по старости он сможет минимум через 10 лет. Установление второй пенсии по старости для лиц, имеющих военную травму, это льгота, поэтому он не должен отчислять взносы на эту льготу ещё долгие 10 лет. К тому же, чтобы получить эту льготу, он должен ежегодно отдавать в ПФР сумму взносов, равную пенсиям по инвалидности более чем за два месяца, или почти всю семимесячную сумму, которую ему выплачивает ПФР в связи с заменой льгот на денежное выражение, что не соответствует принципу разумности и справедливости.

Кроме того, ответчиком нарушена процедура взыскания недоимки, так как ответчик должен был первоначально провести действия по розыску его расчетных счетов и только после этого выносить решение о взыскании недоимки и пеней за счет имущества. УПФР не направило ему требование от 05.02.2015.

Истец полагает, что действия УПФР в Ленинском районе г.Новосибирска направлены исключительно на причинение ему вреда, поскольку УПФР не отрицает, что при действующих нормах, даже при взыскании с него страховых взносов за 2012 и 2013 годы при достижении им 60 лет ему не будет назначена вторая пенсия по старости. Не помогут в назначении второй пенсии и взносы за 2014 год.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направил ходатайство об отложении рассмотрения дела, в удовлетворении которого отказано. Кроме того, истцом представлены письменные пояснения, в которых он дополнительно к доводам иска указал, что УПФР в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ начисляет пени за якобы неуплаченные одни и те же страховые взносы, происходит фактически трехкратное начисление пени за одни и те же платежи. Пени начислены за годы, предшествующие 2013 году.

Представитель административного ответчика – УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г.Новосибирска – в судебном заседании заявленные требования не признала, представила письменные возражения на иск, в которых указала, что требование от 05.02.2015 было направлено Рейнеру С.И. по адресу его места регистрации, указанному в выписке из ЕГРИП: <адрес>. Доказательства регистрации по иному адресу истцом не представлены. Законом предусмотрено, что в случае изменения адреса, по которому зарегистрирован индивидуальный предприниматель, он обязан сообщить об этом в регистрирующий орган для внесения новых сведений в реестр в установленном порядке (ст. 5 ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Довод истца о том, что он не должен оплачивать страховые взносы, так как является получателем пенсии, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» основан на ошибочном понимании и толковании законодательных норм, регулирующих отношения в области обязательного пенсионного страхования, в частности № 212-ФЗ. Федеральный закон № 212-ФЗ не предусматривает освобождение индивидуальных предпринимателей, в том числе являющихся получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. № 4468-1, от уплаты страховых взносов в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Запись в реестр производится на основании поданного в регистрирующий орган заявителем заявления о государственной регистрации прекращения деятельности. Не предприняв этих действий, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является установление трудовой пенсии. В части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», введенной Федеральным законом от 22.07.2008г. №156-ФЗ, установлено, что лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий пенсионерам МВД получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, следовательно, индивидуальные предприниматели, являющиеся пенсионерами МВД, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе № 212-ФЗ.

Кроме того, представитель административного ответчика пояснила, что постановление о взыскании за счет имущества было вынесено в связи с отсутствием у Рейнера С.И. расчетных счетов. Счет, на который перечисляется ЕДВ, не является расчетным счетом, в связи с чем, пенсионный орган не вправе обращать взыскание на этот счет. Постановление вынесено по недоимке за 2014 год. Пеня насчитана только за этот период. Пеня, которая была выставлена в других требованиях, не включена в требование от 05.02.2015. Доказательств того, что истец зарегистрирован в Челябинске, он не представил в Пенсионный фонд. Требования должны быть направлены по адресу, указанному в выписке из ЕГРИП. Постановление было направлено в ССП для исполнения.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон №212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам и сумм пени в порядке, предусмотренном Федеральным законом №212-ФЗ.

В пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели.

Из материалов дела следует, что Рейнер С.И. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31-32).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начисляются пени в размере 1/300 действующей в эти дни ставки рефинансирования ЦБ РФ (части 1-7 ст.25 Федерального закона №212-ФЗ).

УПФР (ГУ) в Ленинском районе г.Новосибирска у Рейнера С.И. выявлена недоимка по страховым взносам за 2014 год, в связи с чем 05.02.2015 вынесено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 27 930 руб. 15 коп. в срок до 28.02.2015.

В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона №212-ФЗ в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Данное требование направлено Рейнеру С.И. по адресу его регистрации, указанному в ЕГРИП: <адрес>, о чем свидетельствует список внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ .

В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об адресе места жительства индивидуального предпринимателя, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п. п. «д» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

То обстоятельство, что административный истец по указанному в выписке из ЕГРИП адресу не проживает, в связи с чем, требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени получено им не было, не может служить основанием для вывода о нарушении процедуры взыскания, поскольку доказательств, подтверждающих, что истец зарегистрирован по иному адресу, не представлено.

Поскольку в добровольном порядке указанные в требовании суммы не были оплачены, что истец не отрицает, ДД.ММ.ГГГГ УПФР (ГУ) в Ленинском районе г.Новосибирска вынесено Постановление о взыскании страховых взносов и соответствующих сумм пеней за счет имущества плательщика.

Частью 14 статьи 19 Федерального закона №212-ФЗ предусмотрено право органа контроля за уплатой страховых взносов взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 указанного Федерального закона при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.

Частью 15 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что положения указанной статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных данным законом.

К постановлениям о взыскании страховых взносов, направленным в службу судебных приставов по реестру от ДД.ММ.ГГГГ, среди которых значится постановление в отношении Рейнера С.И., пенсионным органом были приложены справки об отсутствии у должников расчетных счетов и извещения о постановке в картотеку.

Административным истцом в обоснование своего довода о необходимости обращения взыскания на счета не представлено доказательств того, что на момент вынесения оспариваемого постановления на его банковских счетах было достаточно денежных средств для погашения задолженности.

Таким образом, нарушений процедуры вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ судом не установлено.

Довод административного истца о том, что, поскольку он является пенсионером на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», то возложение на него обязанности по оплате взносов в пенсионный фонд нарушает его права, суд находит несостоятельным, исходя из следующего.

Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путем создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения (ст. 39 Конституции РФ). Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пп. 2 п. 1 ст. 6) и Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (п. 2 ч. 1 ст. 5 и ч. 1 ст. 14), закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включают в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой – индивидуальных предпринимателей, в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию и обязывают их уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от 24 мая 2005 года №223-О, от 29 сентября 2011 года № 1179-О-О и от 25 января 2012 года № 226-О-О, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии.

Одна из целей Российской Федерации как социального государства - государственная поддержка пожилых граждан. Гарантиями их социальной защиты, как следует из ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, выступают различные виды пенсий, включая страховую пенсию, которая, по общему правилу, назначается при достижении определенного возраста и наличии необходимого страхового стажа. В качестве основной организационно-правовой формы реализации права на страховую пенсию по старости, призванную обеспечить гражданам после оставления работы и выхода на пенсию достойные социально-экономические условия жизни, в Российской Федерации выступает система пенсионного страхования, которая в качестве главного источника финансирования имеет обязательные платежи - страховые взносы. Данные взносы имеют неналоговый индивидуально возмездный