Номер дела 2-1344/2015 ~ М-815/2015
Дата суд акта 18 августа 2015 г.
Категория гражданского дела Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ИСТЕЦ Горно-Алтайский межрайонный природоохранительный прокурор
ОТВЕТЧИК ООО "Золотые пески"
Представитель истца Педрико О.А.
Представитель ответчика Верзилова М.Н.

Гр. дело __

Р Е Ш Е Н И Е

ИменемРоссийской Федерации

19 августа 2015 годаг. Новосибирск

Заельцовский районный суд города Новосибирска вс о с т а в е:

председательствующего судьиКоневой Ю.А.,

при секретареЕрмаковой А.А.,

с участием представителя истцаПедрико О.А.,

представителя ответчикаВерзиловой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Золотые пески» о понуждении к исполнению природоохранного законодательства,

установил:

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Золотые пески» о понуждении ответчика исполнить требования природоохранного законодательства.

Прокурор просит обязать ООО «Золотые пески» при осуществлении деятельности по адресу: ..., в срок __ месяца с даты вступления решения суда в законную силу:

-провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

-разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

-получить в Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

-организовать осуществление производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

-обеспечить учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;

-предоставить в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2014 г.;

-провести инвентаризацию образующихся в результате деятельности отходов;

-подтвердить отнесение образующихся в результате деятельности отходов к конкретному классу опасности, составить и утвердить паспорта отходов 1-1V классов опасности, удостоверяющих принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности;

-организовать учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В обоснование исковых требований Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор указал, что истцом проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере охраны природы и природопользования, в ходе которой установлено, что ООО «Золотые пески» в период с xx.xx.xxxx г. по настоящее время при осуществлении своей предпринимательской деятельности в сфере предоставления услуг гостиниц по адресу: ..., эксплуатирует стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – газовые котлы, дымовую трубу.

Согласно акту осмотра от xx.xx.xxxx г. стационарные источники выбросов находятся внутри помещения котельной и являются действующими.

Как следует из заключенного договора аренды имущества от xx.xx.xxxx. в состав арендуемого ответчиком имущества входит система газоснабжения. Согласно акту приема-передачи от xx.xx.xxxx г. арендатор получил в пользование котельное оборудование. Из пункта 2.3.4 договора аренды следует, что арендатор обязан соблюдать природоохранные и иные требования, предъявляемые при пользовании имуществом.

В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч.2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В ходе проверки установлено, что ответчик не принял мер к исполнению требований ст.ст. 22,23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) и ст.ст. 12,30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Закон № 96-ФЗ), осуществляет хозяйственную деятельность, эксплуатируя источники выбросов в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, чем нарушает требования ч.1 ст.14 Закона № 96-ФЗ, не производит производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, не осуществляет учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, чем нарушает ст. 67 Закона № 7-ФЗ, ст. 25,30 Закона № 96 –ФЗ.

Также в ходе проверки установлено, что в результате деятельности ответчика образуются следующие отходы производства и потребления: отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания (код по ФККО __); пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (код по ФККО __); отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие (код по ФККО __); отходы (осадки) из выгребных ям (код по ФККО __), отнесенные Федеральным классификационным каталогом отходов к отходам 1V-V классов опасности.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ) юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимит на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Проверкой установлено, что ответчик, осуществляя хозяйственную деятельность, допускает следующие нарушения федерального законодательства:

- в нарушение ст. 11 Закона № 89-ФЗ не проведена инвентаризация отходов, образующихся в результате деятельности ответчика;

- в нарушение ст. 14 Закона № 89-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1-1V классов опасности», приказа Министерства природоохранных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 не подтверждено отнесение образующихся в результате деятельности отходов к конкретному классу опасности, не составлены и не утверждены паспорта отходов;

- в нарушение ч.1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ, приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 № 721 не ведется в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

- в нарушение ч.3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ, приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 не предоставляется отчетность об образовании, использовании, о размещении отходов.

Выявленными нарушениями требований в области охраны окружающей среды ответчиком нарушаются интересы Российской федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 42, 58 Конституции РФ, ст.ст. 11, 39 Закона № 7-ФЗ.

На основании вышеизложенного Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор, уточнив исковые требования в ходе судебного разбирательства, просит суд обязать Общество с ограниченной ответственностью «Золотые пески» при осуществлении деятельности по адресу: ... в срок __ месяца с даты вступления решения суда в законную силу получить в Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В части остальных исковых требований прокурор от требований отказался в связи с добровольным исполнением требований законодательства, отказ от иска в части принят судом, производство в этой части прекращено.

В судебном заседании представитель Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Педрико О.А., уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ООО «Золотые пески» Верзилова М.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора признала и пояснила суду, что ООО «Золотые пески» осуществляет в ... деятельность по предоставлению услуг турбазы, после проведенной проверки ООО «Золотые пески» выполнило в добровольном порядке большую часть требований прокурора, заключило договор с организацией на выполнение требований природоохранного законодательства, а также обратилось в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай за получением разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которое на данный момент не получено.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что уточненные исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Соблюдение экологических прав граждан, исходя из содержания закрепленных ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») принципов, обеспечивается, в том числе, разработкой и проведением мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения вреда окружающей среде, установлением лимитов на выбросы загрязняющих веществ.

Обязанность соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов возложена на юридических лиц.

Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.

В силу разъяснений, изложенных в Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333) стационарный источник выброса - это любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый либо функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, признаются стационарными.

В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздух» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (абз. 2 пункта 1).

Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

Пунктом 9 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 № 373 установлено, что организации обязаны вести первичный учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также видов и размеров вредных физических воздействий на него по установленным формам. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Судом установлено, что ООО «Золотые пески» осуществляет деятельность по предоставлению туристических услуг гражданам по организации временного проживания, питания и отдыха по адресу: ..., эксплуатирует стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – газовые котлы, дымовую трубу.

В результате прокурорской проверки установлено, что ООО «Золотые пески» осуществляя свою деятельность без разрешения на выбросы вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух. Выявленными нарушениями требований в области охраны окружающей среды ответчиком нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, суд полагает установленным то, что ответчиком до настоящего времени не получено в Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что является нарушением положений ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». С учетом времени, необходимого для получения соответствующего разрешения, суд удовлетворяет требования прокурора в судебном порядке.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой прокурор освобожден.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Золотые пески» при осуществлении деятельности по адресу: ...», в срок __ месяца с даты вступления решения суда в законную силу, получить в Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Золотые пески» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере __ рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судьяподпись Конева Ю.А.

Мотивированное решение

изготовлено 21.08.2015 г.

Подлинное решение находится в гражданском деле