Номер дела | 2-476/2015 (2-4315/2014;) ~ М-4357/2014 |
Дата суд акта | 16 февраля 2015 г. |
Категория гражданского дела | Споры из нар. пенс. зак. - иски физ.лиц к Пенсионному фонду РФ |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Лузан Е. Ю. |
ОТВЕТЧИК | УПФ РФ в Калининском районе г.Новосибирска |
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ФКУ "6 военный госпиталь Внутренних войск МВД РФ в\ч 5567" |
Представитель истца | Бахман О.А. |
Представитель ответчика | Котовщикова Ю.Н. |
Дело № 2-476/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2015 года г. Новосибирск
Калининский районный суд
в составе:
председательствующего судьи Симоненко М.Н.
при секретаре судебного заседания Коневой И.И.
с участием представителя истицы Бахман О.А., действующей на основании доверенности № 54 АА 1408372 от 4.12.2014 года сроком на 5 лет
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лузан Елены Юрьевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Калининском районе г. Новосибирска об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Лузан Елена Юрьевна обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Калининском районе г. Новосибирска об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование иска Лузан Е.Ю. указала, что 26.02.2014 г. обратилась с заявлением в УПФР в Калининском районе г. Новосибирска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, представив при этом в пенсионные органы все необходимые документы.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Калининском районе г. Новосибирска, ответчика по настоящему исковому заявлению, ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» «в связи с отсутствием на дату обращения требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ».
В соответствии с под п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.. .независимо от их возраста.
Ответчиком неправомерно не зачтены в льготном исчислении (1 год работы за 1,5) следующие периоды работы в окружном военном госпитале Внутренних войск МВД войсковой части № 5567 (г. Новосибирск) ныне именуемой Федеральное казённое учреждение здравоохранения «6 военный госпиталь внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» войсковая часть № 5567 г. Новосибирск:
-с 04.07.2001 г. по 22.09.2002 г. (календарно 1 год 2 мес. 19 дней):
с 24.10.2002 г. - 23.02.2004г. {календарно 1 год 4 мес.) в должности операционной сестры отделения анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии;
с 24.02.2004г. по 16.09.2007 г. {календарно 3 года б мес. 24 дня);
с 19.10.2007 г. по 30.04.2012г. {календарно 4 года 6 мес. 12 дней) в должности операционной медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации (стационара). Ответчик зачел в её стаж указанные периоды календарно - 10 лет 7 мес. 25 дней вместо 15 лет 11 месяцев 22 дней, неправомерно исключив из стажа 5 лет 3 месяца 27 дней.
Отказ зачесть указанные периоды работы в льготном исчислении ответчик обосновывает тем обстоятельством, что должность «операционная медицинская сестра» в отделении анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии (анестезиологии-реанимации), в котором она числилась в указанный период по кадровым документам - не предусмотрена Перечнем структурных подразделении учреждений здравоохранения и должностей врачей среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее по тексту - Перечень).
В общей сложности ответчиком неправомерно исключено из ее льготного стажа 5 лет 11 месяцев 18 дней.
При досрочном назначении пенсии по п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, применяются списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Закона, Правила исчисления периодов работы, дающих право на назначение такой пенсии с приложением указанного выше Перечня структурных подразделений и должностей, дающих право на льготное исчисление требуемого стажа.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Закона, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее - Правила исчисления периодов работы), «лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев».
Пунктом 1 Перечня предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров, работа в которых даёт право на льготное исчисление стажа операционным медицинским сёстрам. Работа же в отделениях анестезиологии-реанимации (реанимации и интенсивной терапии) стационаров согласно п. 2 Перечня даёт право на льготное исчисление стажа медицинским сёстрам - анестезистам и медицинским сёстрам палатным.
По штатному расписанию Госпиталя в/ч 5567 во 2м хирургическом отделении, переименованном 04.07.2001г. в отделение анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии (а позже в отделение анестезиологии-реанимации) значились не только врачи анестезиологи- реаниматологи и медицинские сёстры-анестезисты, но и операционные медицинские сёстры, включая старшую, вплоть до 22.03.2012г., когда структура госпиталя была, наконец приведена в соответствие с законодательством и фактическими условиями работы операционных медицинских сестёр, непосредственным рабочим местом которых является оперблок.
И, наоборот, в З-м хирургическом отделении по штатному расписанию в указанный период значились только врачи-хирурги, хотя совершенно очевидно, что при проведении операций врач хирург нуждается в помощи операционной медицинской сестры. Операционный же блок как структурная единица не был включён ни в состав указанного отделения, ни выделен в отдельное структурное подразделение. Фактически составлявшие его персонал операционные медицинские сёстры были введены в 3-е хирургическое отделение по штатному расписанию только с 01.05.2012г. и с этого же дня исключены из штатного расписания отделения анестезиологи – реанимации. Между тем, согласно Руководства по медицинскому обеспечению Советской Армии и Военно-морского флота, введённое в действие приказом заместителя министра обороны СССР - от 31.05.1989г. № 64, кроме обычных палат и кабинетов хирургическое отделение должно иметь в своём составе операционно - перевязочный блок. Согласно Положению об организации деятельности стационарного хирургического отделения стационара медицинской организации, утверждённого приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.12.2010г. № 1182н стационарные хирургические отделения могут создаваться только при условии наличия в организации круглосуточно функционирующего операционного блока.
Из содержания должностных инструкций операционной медицинской сестры усматривается, что непосредственным рабочим местом операционной медицинской сестры является операционный блок (обязана наблюдать за надлежащим содержанием операционного блока, его оборудования, имущества и т. д.)
Кроме того, согласно должностным инструкциям и квалификационным характеристикам операционной медицинской сестры, её основная обязанность помогать оперирующему врачу-хирургу во время проведения операции. Да и само наименование должности операционная медицинская сестра прямо указывает на участие в осуществлении непосредственного операционного процесса.
Таким образом, в спорный период она, как и другие операционные медицинские сёстры во главе со старшей операционной медицинской сестрой, хоть и значились по штатному расписанию в отделении анестезиологии-реанимации, но фактически осуществляли трудовую функцию в хирургическом отделении вместе с хирургами З-го хирургического отделения, где и продолжают работать по настоящее время.
Отказ же ответчика зачесть указанные периоды работы в льготном исчислении, обусловлен только формальными основаниями, а именно: тем обстоятельством, что операционные медицинские сёстры по штатному расписанию числились в спорный период в отделении анестезиологии-реанимации, а не в хирургическом отделении, где фактически и выполняли трудовую функцию.
Несмотря на то, что по штатному расписанию она как и другие операционные медицинские сёстры числились в спорный период в отделении анестезиологии-реанимации, а не в хирургическом отделении, фактически она работала в тот период в хирургическом отделении в должности операционной медицинской сестры, причем характер выполняемой ею работы, ее интенсивность и напряженность, неблагоприятное воздействие различного рода факторов, повышенные психофизиологические нагрузки у нее были такими же, как и в других хирургических отделениях учреждений здравоохранения, включенных в Перечень.
Она, как и другие операционные медицинские сестры хирургических отделений каждую смену осуществляла подготовку операционной, участников хирургической бригады, хирургического инструментария, других материалов к проведению операции; подготавливала пациента к операции; обрабатывала операционное поле; участвовала в хирургических операциях; выполняла другие обязанности, предусмотренные должностной инструкцией и квалификационными характеристиками операционной медицинской сестры.
Включение операционных медицинских сестёр в штатном расписании в отделение анестезиологии и реанимации, противоречит действовавшим на тот период нормативным актам Союза ССР и регулировавшим в частности работу отделений анестезиологии - реанимации (например, приказу Министерства здравоохранения СССР от 11.06.1986 № 841). Указанным приказом утверждены штатные нормативы медицинского персонала отделений анестезиологии-реанимации, которыми операционные медицинские сестры не предусмотрены. И хотя составители штатных расписаний должны были руководствоваться указанным Приказом, структура отделения вплоть до 01.05.2014г. была указана произвольно.
Она работает с 25.01.1999г. в госпитале в\ч 5567 на одном и том же рабочем месте (в операционном блоке) по настоящее время, в том числе, в спорные периоды, в должности, дающей право на досрочное назначение ей пенсии, полный рабочий день, на полную ставку, и работа её непосредственно связана операционной деятельностью. То, что штатные расписания госпиталя в спорные периоды, содержали неверные записи, не отражающие его действительной структуры, не уменьшает ее законных прав на получение досрочной пенсии.
Все 20 лет ее работы в лечебных учреждениях (в том числе Госпитале в\ч 5567) были непосредственно связаны с оказанием помощи врачу хирургу при проведении оперативных вмешательств и обеспечением деятельности хирургической бригады.
Работодатель (Госпиталь в/ч 5567) фактически подтвердил в 2012 году, что операционные сёстры относятся к хирургическому отделению, а не к отделению анестезиологии-реанимации; внес соответствующие изменения в структуру и штатное расписание Госпиталя.
Вместе с тем, в силу конституционных гарантий, предусмотренных ст.ст. 18,19,39,46 Конституции РФ и положений ст. 28 закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в их взаимосвязи, не может быть ограничено право на получение досрочной трудовой пенсии по старости лица, фактически работавшего в учреждении здравоохранения и выполнявшего трудовые функции по охране здоровья населения в особых условиях труда, за которые Списком предусмотрено льготное исчисление трудового стажа, если работодателем была неправильно названа должность работника или неправильно поименовано отделение, в котором работал работник и в котором выполнял рабочие функции, аналогичные предусмотренным Списком, т.к. это нарушало бы принцип равного социального обеспечения за равные условия труда. Что подтверждается и выводами постановления Конституционного суда РФ № 81-0 от 04.03.2004 г., которым предусмотрено, что тождественность выполняемых работником лечебных и иных функций по охране здоровья населения, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть установлении в судебном порядке.
Считает, что ответчиком из её стажа неправомерно исключен период времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности, подлежащий включению в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, осуществлявшим медицинскую деятельность в соответствии со ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: с 23.09.2002 г. по 23.10.2002 г. (1 месяц 1 день); с 17.09.2007 г. по 18.10.2007 г. (1 месяц 2 дня); с 17.09.2012 г. по 18.10.2012 г. (1 месяц 2 дня);
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определённых видов деятельности. Для медицинских специалистов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Согласно ст. 54 ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» и приказа Минздрава РФ от 05.08.1998 г. № 186 для медицинских специалистов предусмотрено обязательное, не реже 1 раза в 5 лет, профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации для освоения новых методик по оказанию медицинской помощи населению.
Таким образом, находясь на курсах повышения квалификации, она повышала свою квалификацию, направлялась не по своему личному желанию, а работодателем. На время обучения за ней сохранялась заработная плата, место работы, должность, выплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ.
Регулярное повышение квалификации является неотъемлемой частью её трудовой функции операционной медицинской сестры, то есть, видом работ, что подтверждают и квалификационные характеристики операционной медицинской сестры, обязывающий её иметь сертификат специалиста по специальности «Операционное дело», а также, мои должностные инструкции, согласно которым она обязана своевременно повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования. В противном случае она не может быть допущена к выполнению непосредственных трудовых обязанностей.
Учитывая, что при льготном исчислении стажа работы, включая спорные периоды, он составит 30 лет 3 месяца 20 дней, считает, что приобрела право на досрочное назначение ей трудовой пенсию по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 26.02.2014 г., то есть со дня подачи ответчику соответствующего заявления. Следовательно, отказ в назначении мне пенсии считаю необоснованным. Просит решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Калининском районе г. Новосибирска от 18.10.2011 г. № 20417 в части неверного подсчета периодов моей работы - с 04.07.2001 г. по 22.09.2002 г., с 24.10.2002 г. по 23.02.2004г., с 24.02.2004г. по 16.09.2007 г., с 19.10.2007 г. по 30.04.2012г., подлежащих включению в ее медицинский стаж в льготном исчислении, а также в части исключения периодов прохождения курсов повышения квалификации с 23.09.2002 г. по 23.10.2002 г., с 17.09.2007 г. по 18.10.2007 г. и с 17.09.2012 г. по 18.10.2012 г. отменить. Обязать ответчика - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Калининском районе г. Новосибирска включить мне в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью периоды её работы в окружном военном госпитале Внутренних войск МВД войсковой части № 5567 (г. Новосибирск) ныне именуемой Федеральное казённое учреждение здравоохранения «6 военный госпиталь внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» войсковая часть № 5567 г. Новосибирск следующие периоды:
в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев:
- с 04.07.2001 г. по 22.09.2002 г.;
-с 24.10.2002 г.-23.02.2004 г.;
-с 24.02.2004г. по 16.09.2007г.;
-с 19.10.2007 г. по 30.04.2012 г.;
календарно: с 23.09.2002 г. по 23.10.2002 г., с 17.09.2007 г. по 18.10.2007 г. и с 17.09.2012 г. по 18.10.2012 г.
Обязать ответчика - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Калининском районе г. Новосибирска назначить Лузан Елене Юрьевне, 24.10.1968 г. рождения, уроженке г. Новосибирска, досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - с 26.02.2014 г.
В судебном заседании истец Лузан Е.Ю. заявленные требования поддержала, суду пояснила, что её профессиональная деятельность – это работа с кровью, биожидкостями, угроза инфицирования. Работа во вредных условиях труда – аппаратура в операционной, рентгеновские снимки, операции проходят часами.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Калининском районе г. Новосибирска Котовщикова Ю.Н., действующая на основании доверенности № 121 от 31.12.2014 года сроком до 31.12.2016 года (л.д. 45 т.1), против удовлетворения иска возражала, представила письменные возражения (л.д. 145-156 т.1), суду пояснила, что пенсионный фонд является правоприменительным органом и