Номер дела 2-2417/2016 ~ М-1805/2016
Дата суд акта 13 июля 2016 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
ИСТЕЦ Поликарпов М. А.
ОТВЕТЧИК Мэрия г.Новосибирска
ОТВЕТЧИК Администрация Калининского района г.Новосибирска
Представитель истца Морозова Е.Е.
Представитель ответчика Трофимов Д.А.
Представитель и+о? Поликарпова С.М.
Представитель ответчика Гилева Н.Г.

Дело № 2-2417/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2016 г. г. Новосибирск

Калининский районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Симоненко М.Н.

При секретаре Коневой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поликарпова Михаила Анатольевича к администрации Калининского района г. Новосибирска, мэрии г. Новосибирска о признании бездействия администрации Калининского района города Новосибирска и мэрии г. Новосибирска незаконным, об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, взыскании компенсации морального вреда

у с т а н о в и л :

Истец обратился в суд с иском к администрации Калининского района г. Новосибирска, мэрии г. Новосибирска, в котором просил суд признать незаконным бездействие администрации Калининского района города Новосибирска и мэрии г. Новосибирска; обязать мэрию г. Новосибирска предоставить Поликарпову М.А. жилое помещение по договору социального найма; установить срок для исполнения решения суда 1 месяц со дня вступления решения в законную силу; взыскать в пользу истца сумму уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей, денежную сумму в размере 100 000 рублей в счет компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что семья Поликарпова М.А. является многодетной и состоит из 7 человек: Поликарпова М.А., его супруги Поликарповой С.М. и пятерых детей, что подтверждается удостоверением многодетной семьи № 11481.

Старшие дети Поликарповых, Петр и Павел, близнецы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеют отклонения в развитии, в связи с чем нуждаются в постоянном медицинском обслуживании, а также в получении образования в специализированном учебном заведении.

Согласно выписке из домовой книги Поликарпов М.А. проживает по адресу: <адрес> совместно со всеми членами своей семьи, таким образом, по указанному адресу проживает 7 человек.

Данное жилое помещение площадью 56,3 кв.м, предоставлено семье Поликарповых на основании постановления мэрии г. Новосибирска от 17.12.2014 № 11172 по договору коммерческого найма.

31.12.2008 администрацией Калининского района г. Новосибирска семья Поликарповых была впервые поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании приказа № 1711-од главы администрации района. 08.12.2011 администрацией Новосибирской области семьеПоликарповых в собственность предоставлен земельный участок площадью 1000 кв.м, для индивидуального жилищного строительства (приказ № 2488 от08.12.2011департамента имущества и земельных отношенийНовосибирской области).

29.02.2012 в соответствии с приказом № 288-од администрации Калининского района семья Поликарповых была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с предоставлением земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

После принятия Федерального закона № 55-ФЗ от 05.06.2012 «О внесении изменений в ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации» для граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении и имеющих более 3 детей, предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, перестало являться основанием для снятия с такого учета.

25.04.2013 семья Поликарповых обратилась в администрацию района с заявлением о признании ее малоимущей. 26.06.2013 приказом главы администрации района № 1094-од вновь поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2).

В Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрен институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. В соответствии сч.1, 3, 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 и ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с преамбулой Закона Новосибирской области от 04.11.2005 N 337-03 "Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма" настоящий Закон устанавливает единый порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма, в целях обеспечения реализациижилищных прав граждан в соответствии с федеральным и областным жилищным законодательством, порядок признания органами местного самоуправления граждан малоимущими, а также порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания органами местного самоуправления граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствие со ст. 3 указанного Закона, ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по месту жительства осуществляется исполнительно-распорядительными органами городских округов, городских и сельских поселений.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Закона Новосибирской области от 04.11.2005 N 337-03 "Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма" предусмотрена обязанность исполнительнораспорядительных органов городских округов, городских и сельских поселений вести учет и принимать на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по месту жительства. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Истец считает, что администрацией Калининского района г. Новосибирска были нарушены его права на получение жилого помещения, поскольку 29.02.2012 в соответствии с приказом № 288-од администрации Калининского района семья Поликарповых была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с предоставлением земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. Однако согласно свидетельству о государственной регистрации права надлежащий земельный участок семье Поликарповых был предоставлен только 06.11.2012.

Кроме того, вопрос о восстановлении в первоначальной очереди задавался в письменном обращении на имя начальника Управления по жилищным вопросам – Стыниной С.Б., которое принято было 27.12.2013. Однако в своем ответе от 22.01.2014 данный вопрос был оставлен без ответа.

Таким образом, должностные лица мэрии г. Новосибирска целенаправленно игнорировали обращения семьи Поликарповых, в целях затягивания решения вопроса обеспечения жилья.

При этом уже был принят Федеральный закон № 55-ФЗ от 05.06.2012 «О внесении изменений в ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которому предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, перестало являться основанием для снятия с такого учета.

Однако администрацией данный закон был проигнорирован. Семья Поликарповых не была поставлена на учет. И только после неоднократных обращений во всевозможные органы, с 26.06.2013 приказом главы администрации района №1094-одс Поликарповых вновь поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом только 20.02.2016 главой администрации Калининского района был издан приказ №и 214-од «Об отмене приказов от 29.02.2012 № 288-од, от 26.03.2013 № 1094-од».

Также на официальной встрече с начальником управления по жилищным вопросам мэрии г. Новосибирска, состоявшейся в 2013 г., семье Поликарповых было официально сообщено, что их семья имеет учетный номер в очереди - 3, а на встрече с начальником управления по жилищным вопросам мэрии г. Новосибирска, состоявшейся 21.10.2014 учетный номер в очереди стал уже 5.

Однако согласно ответа из Министерства строительства Новосибирской области от 31.03.2016 в 2013 году жильем было обеспечено 53 семьи, в 2014- 21 семья, в 2015 году- 10 семей, имеющих 5 и более детей.

Вопрос почему семья Поликарповых, имея первые номера в очередности, так и осталась без жилья, остался без ответа.

Кроме того, согласно многочисленным ответам из различных инстанций (копии прилагаются) семья Поликарповых уже в 2015 году являлась первой по очереди на предоставление жилья по договору социального найма. Однако уже по истечении 1 квартала 2016 г. жилье не предоставлено.

В результате нарушения Администрацией Калининского района г. Новосибирска порядка учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, бездействия Администрации Калининского района г. Новосибирска нарушаются жилищные права семьи Поликарповых на получение жилого помещения по договору социального найма.

Из ст. 1101 ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Согласно ст. 151ч. 3, ст. 1101 ч.2 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек.(л.д. 5-11).

Определением Калининского районного суда г. Новосибирска от 01 июня 2016г. к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство строительства Новосибирской области (л.д. 68).

В судебном заседании Поликарпов М.А. обстоятельства заявленных требований поддержал в полном объеме. Пояснил, что обращался в мэрию, к Стыниной, была отписка. Люди получали жилье в 2013 году, а их восстановили в 2008 году. Они введены в заблуждение.

Представитель истца Морозова Е.Е., действующая по доверенности от 15.04.2016 года сроком на два года (л.д. 12) поддержала доводы искового заявления.

Представитель ответчика Трофимов Д.А., действующий на основании доверенности от 12 января 2015 года сроком по 31 декабря 2018 года (л.д. 61) пояснил, что исковые требования не признает. 25.12.2008 года поступило заявление от истца о постановке семьи на учёт. 31.12.2008 г. был издан приказ о принятии. Поликарпов в соответствии с Приказом получил земельный участок для индивидуального жилищного строительства. Был снят с учета 29.02.2012 года приказом администрации. Далее в администрацию обращается Поликарпова С.М., представляет документ об изъятии земельного участка. Их поставили на учет. В 2016 году проанализировав законодательство, посчитали возможным восстановить с 31.12.2008 года в очереди. Когда снимали, норма не действовала, что при наличии троих детей нельзя снимать.

Представитель ответчика мэрии г. Новосибирска Гилева Н.Г., действующая по доверенности от 30.12.15 г. сроком до 31.12.16 года (л.д. 40), исковые требования не признала, ранее представлен отзыв (л.д. 41) пояснила, что сводный список формируется в соответствии со сведениями администрации Калининского района. Утверждения истца о получении жилья голословны. Его очередь от первого номера очень далеко. Внеочередного права нет. Его обеспечение может быть реализовано в рамках данной программы. В 2016 года средства на реализацию программы не заложены.

Представитель ответчика Министерства строительства Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен лично (справочный лист). Ранее представлен отзыв на исковое заявление. (л.д. 69-70).

Суд, выслушав истца, представителя истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В Новосибирской области обеспечение жилыми помещениями состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, малоимущих многодетных семей с 5 и более несовершеннолетними детьми производится на счет средств областного бюджета Новосибирской области в рамках реализации подпрограммы «Государственная поддержка муниципальных образований Новосибирской области в обеспечении жилыми помещениями многодетных малообеспеченных семей» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2015-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.02.2015 года № 68-п.

В рамках настоящей подпрограммы из областного бюджета Новосибирской области осуществляется предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области на обеспечение жилыми помещениями многодетных малообеспеченных семей по договорам социального найма.

Обеспечение жилыми помещениями возможно за счет строительства (приобретения) жилых помещений для нуждающихся в жилых помещениях многодетных малообеспеченных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей.

Субсидии распределяются согласно сводному списку многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей, признанных малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Сводный список по Новосибирской области формируется на основании списков муниципальных районов и городских округов Новосибирской области по дате постановки семей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, по состоянию на 1 января текущего финансового года.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Судом установлено, что семья истца Поликарпова М.А. является многодетной (л.д. 14-16, л.д. 17).

24.12.2008 года Поликарпов М.А. обращается с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях его семьи: Поликарпов М.А., Поликарпова С.М., Поликарпов П.М., Поликарпов П.М., Поликарпов И.М.

31.12.2018 года приказом № 1711-од семья Поликарпова М.А. была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

26.03.2013 года администрацией Калининского района г. Новосибирска был вынесен приказ № 1094-од, которым семья Поликарповой С.М. была постановлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. (л.д. 33).

Из ответа Поликарпову М.А. от 25.09.2012 года департамента земельных и имущественных отношений Новосибирской области следует, что земельный участок с кадастровым номером 54:19:112001:6075, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Станционный сельсовет, п. Садовый, микрорайон Центральный, ул. Семейная, участок № 26, площадью 1000 кв.м подлежит изъятию у собственника для государственных нужд Новосибирской области. (л.д. 65).

29.02.2012 г. администрацией Калининского района г. Новосибирска был издан приказ № 288-од о снятии семьи Поликарпова с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что семье Пол