Номер дела | 2-5857/2014 ~ М-5436/2014 |
Дата суд акта | 28 декабря 2014 г. |
Категория гражданского дела | Споры, возникающие из трудовых правоотношений -> Дела о восстановлении на работе, государственной... -> иные споры по делам о восстановлении на работе, государственной (муниципальной) службе |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Савушкин В. Ф. |
ОТВЕТЧИК | УПФР Октябрьского района г.Новосибирска |
Представитель ответчика | Терещенко Е.Ю. |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2014 года
город Новосибирск
дело № 2-5857/2014
Октябрьский районный суд города Новосибирска
в составе:
судьи
Котина Е.И.
при секретаре
Оганян В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Савушкина В. Ф. к юл1 о восстановлении права на выплату денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Савушкин В. Ф. обратился в суд с иском к юл1 о восстановлении права на выплату денежных средств, ссылаясь на то, что /дата/ он обратился в юл1 для оформления денежных выплат по инвалидности II группы. Но УПФР отказало в денежной выплате за социальные услуги в размере <данные изъяты> руб. ежемесячно, так как истец обратился после /дата/ Однако истец ранее физически не мог оформить документы до /дата/ так как истцу была проведана операция и затем курс терапии, до /дата/ г., а инвалидность была оформлена /дата/ г., что подтверждено справкой от /дата/., справкой от /дата/ г., и справкой от /дата/ Ответчик грубо нарушил права, предусмотренные Федеральным законом № 178-ФЗ от 17.07.1999 г., а также Конституцией РФ.
Просит суд: восстановить право на получение денежной выплаты за социальные услуги с /дата/ и обязать ответчика производить денежную выплату за социальные услуги на пенсионный счет в размере <данные изъяты> руб. ежемесячно.
В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям, дополнительно указал, что на его письменное обращение ему был дан ответ от /дата/ юл1, в котором содержался отказ в денежной выплате.
Представитель ответчика юл1 Терещенко Е.Ю. в судебном заседании иск не признала, в отзыве на иск указала, что Савушкин В.Ф. /дата/ обратился в юл1 с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты инвалиду 2 группы.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) устанавливая гарантии социальной защиты, в том числе социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1), вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при выборе или изменении формы их предоставления - денежной или натуральной.
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ Федеральный закон от 17.07.1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" был дополнен главой 2, в соответствии с положениями которой инвалидам предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг (т.е. в натуральной форме), и одновременно были внесены изменения в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в силу которых инвалидам предоставлено право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере и порядке, установленных статьей 28.1 данного Федерального закона. При этом законодатель предусмотрел, что сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты (пункт 2 статьи 6.5 Федерального закона "О государственной социальной помощи"). Возможность направления части суммы ежемесячной денежной выплаты на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг закреплена и в части седьмой статьи 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Таким образом, право на получение ежемесячной денежной выплаты без удержания части ее суммы на финансирование предоставления социальных услуг возникает у инвалида в случае отказа от получения набора социальных услуг.
Установив в части 2 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи", что периодом предоставления социальных услуг является календарный год, федеральный законодатель в части 4 этой статьи определил, что граждане, перечисленные в данном Федеральном законе, вправе отказаться от получения социальных услуг в следующем году при условии подачи ими соответствующего заявления в срок до 1 октября текущего года. Данные нормы, закрепляющие правовой механизм реализации права на социальное обеспечение в порядке, установленном законом, направлены на обеспечение адресности предоставления государственной социальной помощи и потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
Реализуя свои полномочия в целях обеспечения гарантий социальной защиты, законодатель в части 5 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определил, что порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Принятым в соответствии с указанной нормой Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан. Данный Приказ непосредственно не устанавливает право на ежемесячную денежную выплату с учетом стоимости набора социальных услуг при условии отказа от его получения, - эта возможность закреплена Федеральными законами "О государственной социальной помощи" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Законность ограничения срока подачи заявления об отказе от получения набора социальных услуг конкретной датой - 1 октября каждого года - неоднократно проверялась судебными органами (например, Определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 года № 953-0-0.). Вышеуказанное положение признано соответствующим Конституции.
УПФР - правоприменительный орган, оказывающий государственные услуги в строгом соответствии с действующим законодательством. Законодательством не предусмотрено восстановления срока подачи заявления об отказе от социальных услуг.
Просила в суд иске отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах данного гражданского дела, приходит к следующему.
Судом устно, что истец Савушкин В. Ф. является пенсионером, трудовая пенсия по старости назначена /дата/ в соответствии со ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что подтверждено удостоверением №, выданным юл1.
Также судом установлено, что /дата/ истцу установлена инвалидность второй группы по общему заболеванию (впервые), что подтверждено справкой юл2 № от /дата/
Из дела также следует, что /дата/ истцом было направлено заявление в юл1 о назначении денежной выплаты за набор социальных услуг.
На данное заявление истца был дан ответ от /дата/ г., в котором юл1 было указано, что порядок предоставления гражданам набора социальных услуг регулируется Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан». Граждане могут отказаться полностью либо частично от предоставления им НСУ либо возобновить предоставление НСУ (полностью либо частично), для чего подается соответствующее заявление в территориальное Управление ПФР по месту получения ежемесячной денежной выплаты. Заявление об отказе от получения НСУ либо о возобновлении предоставления НСУ (полностью либо частично) согласно указанным нормативным актам подается в срок до 01 октября текущего года, и начинает действовать с 01 января года, следующего за годом подачи заявления. При этом поданное заявление об отказе от НСУ либо о возобновлении предоставления НСУ распространяется на все последующие годы до изменения лицом решения. Заявителю обоснованно с /дата/ установлена ежемесячная денежная выплата (далее ЕДВ) по категории «Инвалид (2 группы)» в размере <данные изъяты> руб., при этом заявитель имеет право воспользоваться набором социальных услуг.
Истцом также указано, что по вопросу о назначении денежной выплаты за набор социальных услуг истец обращался в юл1 в устной форме /дата/ г., истцу также было отказано.
Оценивая позиции сторон, суд исходит из следующих норм права.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 28.1 данного Федерального закона предусмотрено право инвалидов на ежемесячную денежную выплату (ч.1). Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (ч.7).
Статьей 6.1 ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено право инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 6.2 ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; 1.1) предоставление при наличии медицинских показа