Номер дела 2-1305/2018 ~ М-5979/2017
Дата суд акта 16 февраля 2018 г.
Категория гражданского дела Прочие дела особого производства
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
ЗАЯВИТЕЛЬ Прокурор Октябрьского района г. Новосибирска в защиту интересов неопределенного круга лиц
Представитель и+о? Юрченкова С.И.

Дело №2-1305/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2018 годаг.Новосибирск

Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьиЗаря Н.В.,

при секретареЛарионовой В.В.,

с участием прокурораЮрченковой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети интернет, запрещенной к распространению,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г.Новосибирска обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в обоснование указав, что прокуратурой Октябрьского района г.Новосибирска в ходе мониторинга информации, распространяемой посредством информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») установлены факты нарушения законодательства в сфере противодействия распространению в сети «Интернет» информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних. В ходе мониторинга проведен осмотр сайта в сети «Интернет» <данные изъяты> по указанному доменному имени размещены изображения, демонстрирующие половые органы человека, сцены совершения полового сношения и иных действий сексуального характера между близкими кровными родственниками (информация порнографического характера), при этом указанный сайт не имеет каких-либо возрастных или иных ограничений в доступе, в связи с чем, данная информация может нанести вред здоровью и психическому развитию детей.

В судебном заседании представитель прокуратуры Октябрьского района г.Новосибирска Юрченкова С.И. исковые требования поддержала в полном объеме, доводы, изложенные в иске, подтвердила, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по СФО, а также Федеральной службы – в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, представил письменные объяснения, в соответствии с которыми указанная информация может быть признаны запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления по следующим основаниям.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Согласно положениям ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – ФЗ №149-ФЗ), информационно-телекоммуникационная связь – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

На основании ч.1 ст.10 указанного Закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с ч.3 ст.15 ФЗ №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на сайте <данные изъяты> в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в свободном доступе для неограниченного круга лиц неустановленными лицами размещены изображения, демонстрирующие половые органы человека, сцены совершения полового сношения и иных действий сексуального характера между близкими кровными родственниками (информация порнографического характера), при этом указанный сайт не имеет каких-либо возрастных или иных ограничений в доступе (л.д. 7-8).

Согласно ст. 17 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-1, государства - участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства - участники, в числе прочего, поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

В развитие указанной нормы ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации порнографического характера.

На основании п.п. 1, 7, 8 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее по тексту - Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ) доступ детей к информации - возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации. Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ. Информация порнографического характера - информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера.

В соответствии с п. 1 ч. 1, п.п. 4, 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: отрицающая семейные ценности; содержащая информацию порнографического характера.

Нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, а равно неприменение лицом, организующим доступ к распространяемой посредством сети «Интернет» информации в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет административную ответственность в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 6.17 КоАП РФ.

Распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних является преступлением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 242 УК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 6 ст. 10 ФЗ №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно- наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим информацию экстремистского характера.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч.4, 5 ст.15.1 ФЗ №149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в Единый реестр на основании вступившего в законную силу судебного решения.

Судом установлено, что в настоящее время указатель страницы сайта сети «Интернет» <данные изъяты> не включен в Единый реестр доменных имен и/или указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Согласно ч.1 ст.3 и ч.1 ст.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов; суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.1, п.10 ч.2 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав.

Таким образом, установленный судом юридический факт должен повлечь определенные правовые последствия.

Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможно путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.

Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Наличия по делу спора о праве судом не выявлено.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о признании информации, размещенной на странице сайта <данные изъяты> в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,