Номер дела 2а-4783/2017 ~ М-4035/2017
Дата суд акта 17 октября 2017 г.
Категория гражданского дела Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)
Субъект РФ Новосибирская область
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Стороны по делу
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ Раков М. А.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Военный комиссариат Октябрьского района и Центрального административного округа г. Новосибирска
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК Призывная комиссия Октябрьского района г. Новосибирска
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК ФКУ "Военный комиссариат НСО"
Представитель истца Поручаев В.В.
Представитель ответчика Животягина С.Р.
Представитель ответчика Пругова А.Н.

Дело №2а-4783/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 октября 2017 годаг. Новосибирск

Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьиЗаря Н.В.,

При секретареЛарионовой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ракова М. А. к ФКУ «Военный комиссариат НСО», Военный комиссариат Октябрьского района и Центрального административного округа г. Новосибирска, Призывной комиссии Октябрьского района г. Новосибирска о признании незаконным заключения призывной комиссии,

У С Т А Н О В И Л :

Раков М.А обратился в суд с административным иском к ФКУ «Военный комиссариат НСО», Военный комиссариат Октябрьского района и Центрального административного округа г. Новосибирска, Призывной комиссии Октябрьского района г. Новосибирска, в котором просил суд признать незаконным заключение призывной комиссии от <данные изъяты>. о зачислении его в запас по достижении 27 лет, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.

В обоснование предъявленного административного иска Раков М.А. указывает, что состоял на воинском учете, повесток военного комиссариата о вызове его для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу в нарушение установленного ст.26 Федерального закона от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006г. №663, порядка, Ракову М.А. не вручались, при этом от призыва на военную службу не уклонялся, постоянно проживал, не меняя место жительства по адресу регистрации <адрес>, о чем имелись сведения у призывной комиссии и военного комиссариата, считает. Что оснований для принятия оспариваемого заключения у должностных лиц военного комиссариата Октябрьского района г. Новосибирска в отношении него не было. По мнению административного истца, заключение, принятое призывной комиссией на основании п. 1.1. ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", не соответствует требованиям законодательства, нарушает его права, поскольку препятствует назначению на должность государственной гражданской службы или муниципальной службы в будущем.

В судебное заседание административный истец не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя – адвоката Поручаева В.В.(л.д. 19), который, действуя на основании ордера №46 от 25.08.2017г., в судебном заседании административное исковое заявление поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика – Военного комиссариата <адрес> и Центрального административного округа <адрес> Животягина С.Р., действующая на основании доверенности , в судебном заседании требования административного искового заявления не признала в полном объеме, просила в удовлетворении отказать, в обоснование возражений на административный иск поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д.45-47).

Представитель административного ответчика – Призывной комиссии Октябрьского района г. Новосибирска, ФКУ «Военный комиссариат Новосибирской области» Пругова А.Н., действующая на основании доверенностей б/н и №36, соответственно, в судебном заседании требования административного искового заявления не признала в полном объеме, просила в удовлетворении отказать, суду пояснила, что Раков М.А., будучи признанным годным к военной службе по окончания действия отсрочки, то есть с 18.10.2014г. до 16.07.2016г. (до достижения Раковым М.А. 27 лет) в военный комиссариат не являлся, не уведомлял комиссариат об изменении своих данных, в частности о том, что у него закончилась отсрочка. Указанные действия являются его прямой обязанностью в силу Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". О необходимости явки Ракова М.А. в военный комиссариат, последнему направлялись повестки. Пояснила, что заполнение повесток осуществляется курьером непосредственно перед вручением их призывникам. Также работниками военного комиссариата направлялись запросы в адресную службу с целью установления адреса проживания административного истца; с этой же целью неоднократно обращались в полицию, о чем имеются ответы о невозможности вручения повесток в связи с отсутствием Ракова М.А. по месту регистрации.

Заслушав пояснения сторон, свидетеля Ракова А.И. изучив письменные материалы дела, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Положения ст. 218 КАС РФ, реализуя конституционное право каждого на судебную защиту его прав и свобод, а также права обжалования решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции Российской Федерации), предоставляет гражданину, организации, иным лицам могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. При этом гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Сроки обращения в суд с административным заявлением по данной категории административных дел установлены ст. 219 КАС РФ и соблюдены административным истцом при обращении с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с положениями ст. 59 Конституции Российской Федерации Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, осуществляется положениями Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О Воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности и военной службе).

По общему правилу, установленному статьей 25 Закона о воинской обязанности и военной службе, призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.

Согласно статье 22 Закона о воинской обязанности и военной службе призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 52 Закона о воинской обязанности и военной службе запас Вооруженных сил Российской Федерации создается также из числа граждан не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.

При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28, введенного в действие Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ, вступившим в законную силу с 01 января 2014 года.).

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663.

В соответствии с пунктом 34 названного Положения, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять