Номер дела | 33-7481/2013 |
Дата суд акта | 19 сентября 2013 г. |
Категория гражданского дела | Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела) |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Прокурор Железнодорожного района г.Новосибирска |
ОТВЕТЧИК | ОАО "Ростелеком" представителю Кашкиной Т.В. |
Представитель и+о? | Вороновой Н.И. |
Представитель и+о? | Довыденко Н.П. |
Представитель ответчика | Калачева М.Ю. |
Судья Буйлук А.А.
Докладчик Воронова Н.И. Дело № 33-7481/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Вороновой Н.И.,
судей Никитиной Г.Н., Зверинской А.К.,
при секретаре Тихоненко А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 19 сентября 2013 года дело по апелляционному представлению и.о. прокурора Железнодорожного района Захарьевой Е.В.
на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 22 мая 2013 года, которым прокурору Железнодорожного района г. Новосибирска отказано в удовлетворении иска к ОАО «Ростелеком» о возложении обязанности ограничить доступ к интернет - ресурсу sergey-mavrodi.com.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Вороновой Н.И., пояснения представителя Новосибирской областной прокуратуры Довыденко Н.П., поддержавшей апелляционное представление, возражения на представление представителей ОАО «Ростелеком» - Кашкиной Т.В., Калачева М.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Железнодорожного района г. Новосибирска в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Ростелеком». Просил возложить на ОАО «Ростелеком» обязанность ограничить доступ к интернет - ресурсу sergey-mavrodi.com.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Железнодорожного района г. Новосибирска проведена проверка соблюдения законодательства о рекламе. ОАО «Ростелеком», действуя на основании устава и в соответствии с лицензиями, осуществляет соединение юридических и физических лиц с сетью Интернет, являясь оператором связи по предоставлению телематических услуг связи в Новосибирской области. В ходе проверки с использованием персонального компьютера, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Д. Шамшурина, д. 4, и имея доступ к сети Интернет по технологии ADNS через провайдера ОАО «Ростелеком» по договору от ДД.ММ.ГГГГ № был осуществлен выход на интернет - ресурс sergey-mavrodi.com, допускающий размещение на своих страницах материалов, противоречащих действующему законодательству о рекламе.
С января 2011 года Сергеем Мавроди организована деятельность по сбору финансовых средств от населения, путем приобретения виртуальных МАВРО. «МММ-2011», «МММ-2012» не являясь юридическим лицом, по сути своей деятельности оказывает финансовые услуги, так как привлекает и размещает денежные средства физических лиц, таким образом, к рекламе деятельности «МММ-2011», «МММ-2012» применяются основные требования, что и к рекламе финансовых услуг.
В соответствии с заключением экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе по развитию конкуренции на финансовых рынках (секция по рынку ценных бумаг), опубликованному на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы, «МММ-2011» признано финансовой пирамидой, поскольку реализация схемы «МММ-2011» предполагается в форме социальной сети путем взаимного перечисления гражданами денежных средств через электронные кошельки либо физической передачи наличных денежных средств гражданами выбранному ими физическому лицу. Социальной сетью в данной схеме является самоорганизующаяся группа людей, участие в которой основано на доверии и осуществляется на добровольной основе. Управление схемой «МММ-2011» построено по иерархичному принципу. Все участники схемы «МММ-2011» разделены на «десятки», «сотни», «тысячи» и т.д. Управление денежными средствами каждой «десятки» участников осуществляется лицом, выбранным самими участниками и именуемым «десятником». По аналогичному принципу «десятники» назначают «сотника», «сотники» назначают «тысячника». Управление денежными средствами «тысячи» участников осуществляет «тысячник». Управляющий схемой избирается «тысячниками». Каждый «десятник», «сотник» и «тысячник» имеет доступ к денежным средствам своей «десятки» («сотни» и «тысячи», соответственно) участников, в том числе, перечисленным такими участниками в электронные кошельки. Управляющий осуществляет организацию и управление схемой «МММ-2011» и имеет доступ к денежным средствам всей системы «МММ-2011». Основными особенностями схемы «МММ-2011» являются: высокий доход и отсутствие инвестиционной деятельности и иной деятельности с целью получения дохода. Организация и деятельность «МММ-2012» аналогична организации и деятельности «МММ-2011».
В нарушение статьи 28 Федерального закона «О рекламе» на сайте размещена информация о возможности получения участниками схемы «МММ-2012» дохода в размере 30-40 % в месяц. Вместе с тем, принимая во внимание отсутствие инвестиционной деятельности и иной деятельности, заявленный доход может перечисляться участникам схемы «МММ-2012» путем привлечения денежных средств новых участников схемы «МММ-2012». Реализация схемы «МММ-2012» с использованием электронных денег не предполагает получение участниками наличных денежных средств. Перечисленные в качестве «выигрыша» электронные деньги участники схемы «МММ-2011» могут использовать для оплаты товаров, услуг через Интернет, либо перечислить на свой банковский счет, открытый в кредитной организации. Кроме того, вывод денежных средств из схемы «МММ-2012» возможен с использованием расчетных счетов организаций, в том числе фиктивных юридических лиц, созданных с целью получения наличных денежных средств. Схема «МММ-2012» вне зависимости от способа размещения денежных средств не предполагает фиксацию факта приобретения участником виртуальных МММ-долларов, что дает право управляющему схемой «МММ-2012», а также «десятникам», «сотникам», «тысячникам» использовать без согласия участника его денежные средства, внесенные в оплату виртуальных МММ-долларов.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к интернет сайту sergey-mavrodi.com подлежит ограничению.
С принятым решением и.о. прокурора Железнодорожного района Захарьева Е.В. не согласилась. В апелляционном представлении решение суда просит отменить как постановленное с существенным нарушением норм материального права, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование представления указывает, что Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 1101, и перечень уполномоченных органов не охватывает всей информации, распространение которой запрещено, а положения статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не могут исключать права на судебную защиту нарушенных прав.
Указывает, что рекламная информация, опубликованная на интернет сайте sergey-mavrodi.com, не отвечает требованиям статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и является ненадлежащей рекламой. ОАО «Ростелеком» должен предоставлять пользователям отвечающие требованиям закона услуги. Предоставление возможности доступа к информации с использованием сети Интернет фактически является распространением информации.
Называет доводы, аналогичные указанным в обоснование исковых требований.
На апелляционное представление поступили письменные возражения представителя ОАО «Ростелеком» Кашкиной Т.В. с просьбой решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу пункта 1 статьи 9 названного закона, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно положениям статьи 15.1 закона, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (часть 1).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 3).
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: 1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет": а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера; б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений; в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства; г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами; 2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распрост