Номер дела 33-7051/2013
Дата суд акта 12 сентября 2013 г.
Категория гражданского дела Трудовые споры - об оплате труда
Субъект РФ Новосибирская область
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Стороны по делу
ИСТЕЦ Матёркин Дмитрий Павлович
ОТВЕТЧИК ОАО "РЖД"
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Рязанова Оксана Леонидовна
Представитель и+о? Вороновой Н.И.
Представитель и+о? Матеркина Д.П.
Представитель и+о? Яневич О.Б.

Судья Буйлук А.А.

Докладчик Воронова Н.И. Дело № 33-7051/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Вороновой Н.И.,

судей Карболиной В.А., Жегалова Е.А.,

при секретаре Солодовой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 12 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе Матёркина Д.П. на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 11 июня 2013 года, которым Матёркину Д.П. отказано в удовлетворении искового заявления к ОАО «РЖД» о взыскании сумм недополученной заработной платы и денежной компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Вороновой Н.И., пояснения Матеркина Д.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя ОАО «РЖД» - Яневич О.Б., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Матёркин Д.П. обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о взыскании сумм неполученной заработной платы в размере 107 094 руб. 18 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и суммы денежной компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы в размере 53 778 руб. 19 коп.

В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ работает у ответчика: с ДД.ММ.ГГГГ - в должности слесаря, а с ДД.ММ.ГГГГ - в должности слесаря по ремонту путевых машин и механизмов 4-го разряда. Полагает, что ОАО «РЖД» нарушает условия оплаты труда, определенные Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, должностной инструкцией начальника ПМ ст. Черепаново, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Администрации Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку начисляет заработную плату без учета установленного районного коэффициента в размере 25 %. Указанные обстоятельства подтверждаются ответом на обращение, поступившим из Новосибирской транспортной прокуратуры ж-11 от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что проверкой установлено, что заработная плата работникам ПМ ст. Черепаново начисляется без учета установленного районного коэффициента в нарушение ст. 135, 316 Трудового кодекса РФ, постановления Администрации Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ . Кроме того, установлены факты нарушения положений ст. 57 и 151 ТК РФ, что является предметом трудового спора с ДД.ММ.ГГГГ, выразившиеся в необоснованном возложении на работников организации обязанностей по иным должностям и выполнение работ меньшей численностью без предусмотренных законом денежной компенсации и согласия работников на выполнение данных обязанностей. Считает, что уполномоченным органом, проводившим проверку, установлены обстоятельства, которые в дальнейшем доказыванию не подлежат. Для урегулирования данного спора во внесудебном порядке истцом в адрес ответчика были предоставлены письменные обращения о перерасчете заработной платы с учетом установленного районного коэффициента за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ежегодной инфляции по России. Однако ответчиком перерасчет и выплаты не произведены, дан ответ о том, что районный коэффициент в размере 25 % применяется для учреждений, финансируемых из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Истец полагает, что срок для обращения в суд не пропущен, поскольку ДД.ММ.ГГГГ он впервые узнал из ответа Новосибирской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ о том, что заработную плату ему выплачивают в неполном объеме, применяя районный коэффициент 20 % вместо 25 %, а в суд с настоящим исковым заявлением он обратился ДД.ММ.ГГГГ

Суд принял решение, с которым Матёркин Д.П. не согласен. В апелляционной жалобе решение суда просит отменить как незаконное, принять новое, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что в материалах дела отсутствует доверенность на имя представителя ОАО «РЖД» Яневич О.Б.

Не согласен с выводом суда о пропуске установленного законом срока на обращение в суд: утверждает, что о нарушении своих трудовых прав узнал из ответа прокуратуры в октябре 2012 г., ДД.ММ.ГГГГ подал исковое заявление.

Ссылается на те обстоятельства, что в период с апреля 2002 года по декабрь 2004 года работал в ОАО «РЖД» без трудового договора, локальным нормативным правовым актам не имел возможности дать должной юридической оценки ввиду собственной юридической малограмотности и отсутствия в штате организации юриста, на момент подписания трудового договора и дополнительных соглашений к нему не знал о размере районного коэффициента по Новосибирской области.

Указывает, что протоколы судебных заседаний не читаемы, составлены, по мнению апеллянта, с нарушение требований ст. 229, 230 ГПК РФ.

Считает, что работодателем были предприняты две попытки увольнения истца с работы, имела место угроза убийством.

Утверждает, что суд, не приобщая к делу заявления, ходатайства и документы истца, вынудил последнего отказаться от требования о компенсации морального вреда.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Постанавливая решение об отказе в удовлетворении требований Матеркина Д.П. о взыскании сумм неполученной заработной платы в размере 107 094 рублей 18 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые образовались, по мнению истца, в результате неправильного применения районного коэффициента – 1, 2, вместо установленного законом – 1, 25, суд первой инстанции исходил из того, что в силу закона установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации более высоких размеров районных коэффициентов, чем это предусмотрено на федеральном уровне, относится исключительно к работникам учреждений, финансируемых соответственно за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации, а потому не может быть распространено на работников ОАО «РЖД», поскольку ОАО «РЖД» является коммерческой организацией и финансируется за счет собственных средств. Кроме того, отказывая в иске суд пришел к выводу о том, что истцом пропущен установленный статьей 392 Трудового кодекса РФ трехмесячный срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора о применении районного коэффициента к начисляемой ему заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, получившим надлежащую правовую оценку суда согласно требованиям статьи 67 ГПК РФ, в их совокупности.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Матёркин Д.П. был принят на работу в ОАО «РЖД» в должности слесаря механосборочных работ 4 разряда в путевых мастерских по ремонту и эксплуатации путевых машин на станции Черепаново Западно - Сибирской железной дороги (л.д. 45). Из трудового договора следует, что оплата труда Матеркину была установлена с учетом районного коэффициента 20%.

ДД.ММ.ГГГГ истец был переведен на должность слесаря по ремонту путевых машин и механизмов 4 разряда сборочного участка Путевых мастерских по ремонту и эксплуатации путевых машин на станции Черепаново структурного подразделения дирекции по ремонту путевых машин - структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД». В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ ему был также установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 20%.

Заработная плата истцу начислялась и выплачивалась с учетом районного коэффициента к заработной плате 20%.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

На основании ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии со ст. 316 ТК РФ, действующей в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.

Согласно ст. 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520 -1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

В силу ст. 4 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми а