Номер дела | 33-7051/2013 |
Дата суд акта | 12 сентября 2013 г. |
Категория гражданского дела | Трудовые споры - об оплате труда |
Субъект РФ | Новосибирская область |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Стороны по делу | |
ИСТЕЦ | Матёркин Дмитрий Павлович |
ОТВЕТЧИК | ОАО "РЖД" |
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Рязанова Оксана Леонидовна |
Представитель и+о? | Вороновой Н.И. |
Представитель и+о? | Матеркина Д.П. |
Представитель и+о? | Яневич О.Б. |
Судья Буйлук А.А.
Докладчик Воронова Н.И. Дело № 33-7051/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Вороновой Н.И.,
судей Карболиной В.А., Жегалова Е.А.,
при секретаре Солодовой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 12 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе Матёркина Д.П. на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 11 июня 2013 года, которым Матёркину Д.П. отказано в удовлетворении искового заявления к ОАО «РЖД» о взыскании сумм недополученной заработной платы и денежной компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Вороновой Н.И., пояснения Матеркина Д.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя ОАО «РЖД» - Яневич О.Б., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Матёркин Д.П. обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о взыскании сумм неполученной заработной платы в размере 107 094 руб. 18 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и суммы денежной компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы в размере 53 778 руб. 19 коп.
В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ работает у ответчика: с ДД.ММ.ГГГГ - в должности слесаря, а с ДД.ММ.ГГГГ - в должности слесаря по ремонту путевых машин и механизмов 4-го разряда. Полагает, что ОАО «РЖД» нарушает условия оплаты труда, определенные Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, должностной инструкцией начальника ПМ ст. Черепаново, постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Администрации Новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку начисляет заработную плату без учета установленного районного коэффициента в размере 25 %. Указанные обстоятельства подтверждаются ответом на обращение, поступившим из Новосибирской транспортной прокуратуры №ж-11 от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что проверкой установлено, что заработная плата работникам ПМ ст. Черепаново начисляется без учета установленного районного коэффициента в нарушение ст. 135, 316 Трудового кодекса РФ, постановления Администрации Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме того, установлены факты нарушения положений ст. 57 и 151 ТК РФ, что является предметом трудового спора с ДД.ММ.ГГГГ, выразившиеся в необоснованном возложении на работников организации обязанностей по иным должностям и выполнение работ меньшей численностью без предусмотренных законом денежной компенсации и согласия работников на выполнение данных обязанностей. Считает, что уполномоченным органом, проводившим проверку, установлены обстоятельства, которые в дальнейшем доказыванию не подлежат. Для урегулирования данного спора во внесудебном порядке истцом в адрес ответчика были предоставлены письменные обращения о перерасчете заработной платы с учетом установленного районного коэффициента за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ежегодной инфляции по России. Однако ответчиком перерасчет и выплаты не произведены, дан ответ о том, что районный коэффициент в размере 25 % применяется для учреждений, финансируемых из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Истец полагает, что срок для обращения в суд не пропущен, поскольку ДД.ММ.ГГГГ он впервые узнал из ответа Новосибирской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ о том, что заработную плату ему выплачивают в неполном объеме, применяя районный коэффициент 20 % вместо 25 %, а в суд с настоящим исковым заявлением он обратился ДД.ММ.ГГГГ
Суд принял решение, с которым Матёркин Д.П. не согласен. В апелляционной жалобе решение суда просит отменить как незаконное, принять новое, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что в материалах дела отсутствует доверенность на имя представителя ОАО «РЖД» Яневич О.Б.
Не согласен с выводом суда о пропуске установленного законом срока на обращение в суд: утверждает, что о нарушении своих трудовых прав узнал из ответа прокуратуры в октябре 2012 г., ДД.ММ.ГГГГ подал исковое заявление.
Ссылается на те обстоятельства, что в период с апреля 2002 года по декабрь 2004 года работал в ОАО «РЖД» без трудового договора, локальным нормативным правовым актам не имел возможности дать должной юридической оценки ввиду собственной юридической малограмотности и отсутствия в штате организации юриста, на момент подписания трудового договора и дополнительных соглашений к нему не знал о размере районного коэффициента по Новосибирской области.
Указывает, что протоколы судебных заседаний не читаемы, составлены, по мнению апеллянта, с нарушение требований ст. 229, 230 ГПК РФ.
Считает, что работодателем были предприняты две попытки увольнения истца с работы, имела место угроза убийством.
Утверждает, что суд, не приобщая к делу заявления, ходатайства и документы истца, вынудил последнего отказаться от требования о компенсации морального вреда.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Постанавливая решение об отказе в удовлетворении требований Матеркина Д.П. о взыскании сумм неполученной заработной платы в размере 107 094 рублей 18 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые образовались, по мнению истца, в результате неправильного применения районного коэффициента – 1, 2, вместо установленного законом – 1, 25, суд первой инстанции исходил из того, что в силу закона установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации более высоких размеров районных коэффициентов, чем это предусмотрено на федеральном уровне, относится исключительно к работникам учреждений, финансируемых соответственно за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации, а потому не может быть распространено на работников ОАО «РЖД», поскольку ОАО «РЖД» является коммерческой организацией и финансируется за счет собственных средств. Кроме того, отказывая в иске суд пришел к выводу о том, что истцом пропущен установленный статьей 392 Трудового кодекса РФ трехмесячный срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора о применении районного коэффициента к начисляемой ему заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, получившим надлежащую правовую оценку суда согласно требованиям статьи 67 ГПК РФ, в их совокупности.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Матёркин Д.П. был принят на работу в ОАО «РЖД» в должности слесаря механосборочных работ 4 разряда в путевых мастерских по ремонту и эксплуатации путевых машин на станции Черепаново Западно - Сибирской железной дороги (л.д. 45). Из трудового договора следует, что оплата труда Матеркину была установлена с учетом районного коэффициента 20%.
ДД.ММ.ГГГГ истец был переведен на должность слесаря по ремонту путевых машин и механизмов 4 разряда сборочного участка Путевых мастерских по ремонту и эксплуатации путевых машин на станции Черепаново структурного подразделения дирекции по ремонту путевых машин - структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД». В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № ему был также установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 20%.
Заработная плата истцу начислялась и выплачивалась с учетом районного коэффициента к заработной плате 20%.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со ст. 316 ТК РФ, действующей в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.
Согласно ст. 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520 -1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
В силу ст. 4 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми а