Номер дела 33-1269/2014
Дата суд акта 13 февраля 2014 г.
Категория гражданского дела Другие споры, связанные с землепользованием
Субъект РФ Новосибирская область
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Стороны по делу
ИСТЕЦ Ключникова Любовь Антоновна
ОТВЕТЧИК Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Новосибирска
ОТВЕТЧИК Мэрия г. Новосибирска
ТРЕТЬЕ ЛИЦО ДНТ " Золотая Нива"
Представитель и+о? Вороновой Н.И.
Представитель и+о? Ключникова Л.А.
Представитель и+о? Белов А.И.

Судья Борисова Т.Н.

Докладчик Воронова Н.И. Дело № 33-1269/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Вороновой Н.И.,

судей Быковой И.В., Мулярчика А.И.,

при секретаре Гонекер А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 13 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе Ключниковой Л.А.

на решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 30 октября 2013 года, которым Ключниковой Л.А. отказано в иске к мэрии г. Новосибирска, Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска о возложении обязанности сформировать земельный участок, поставить его на государственный кадастровый учет и принять решение о предоставлении в первоочередном порядке дачного земельного участка в собственность, признании отказа в предоставлении дачного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признании решения о предварительном согласовании ДНТ «Золотая миля» земельного участка по <адрес> недействительным.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Вороновой Н.И., пояснения представителя Ключниковой Л.А. – Белова А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ключникова Л.А. обратилась в суд с иском возложении на мэрию г. Новосибирска обязанности сформировать земельный участок, поставить его на государственный кадастровый учет и принять решение о предоставлении в первоочередном порядке дачного земельного участка ей в собственность, признании отказа Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска в предоставлении дачного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признании решения органа местного самоуправления о предварительном согласовании ДНТ «Золотая миля» земельного участка по <адрес> - постановления мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.

В заявлении указала, что ДД.ММ.ГГГГ она направила на имя мэра г. Новосибирска заявление о формировании и предоставлении в первоочередном порядке бесплатно в собственность дачного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности в территориальной зоне, не связанной со строительством, предназначенной для ведения дачного хозяйства с местоположением <адрес> в кадастровом квартале , граничащем с <адрес> и участком с кадастровым номером . В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска указал, что запрашиваемая территория находится в границах земельного участка по <адрес>, предварительно согласованного ДНТ «Золотая миля» для размещения дачного некоммерческого объединения граждан. Вопрос о предоставлении запрашиваемой территории для дачного строительства рассмотрен быть не может.

Истица считает данный отказ незаконным, не соответствующим законодательству и нарушающим первоочередное право инвалида на предоставление дачного земельного участка согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Считает, что предварительное согласование места размещения земельного участка противоречит п. 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ. В нарушение ст. 12 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», заказчиком схемы зонирования выступило юридическое лицо, а не орган местного самоуправления. Мэрия г. Новосибирска не обеспечила заблаговременную публикацию информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства, чем нарушила права истицы, гарантированные ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 36 Конституции РФ, а также права неопределенного круга лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, что, по мнению истицы, может служить основанием для признания незаконными всех дальнейших действий мэрии г. Новосибирска в отношении земельного участка по <адрес> в указанном кадастровом квартале.

Кроме того, земельный участок не был сформирован, не мог являться объектом права.

Ссылается на Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901, которым утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг. В силу п. 17, 18 Правил, инвалиды обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного или дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности. Отмечает, что на территории Новосибирской области бесплатное предоставление в собственность инвалидам земельных участков предусмотрено ч. 3 ст. 15 Закона Новосибирской области «Об использовании земель на территории Новосибирской области». Пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускает отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В апелляционной жалобе Ключниковой Л.А. изложена просьба об отмене решения суда, принятии по делу нового решения.

В обоснование жалобы апеллянт указывает, что суд должен был рассмотреть заявление в порядке главы 25 ГПК РФ.

Считает, что дело было рассмотрено незаконным составом суда, в связи с наличием оснований для отвода. Ссылается на личную заинтересованность судьи.

Утверждает, что оспариваемое решение Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ противоречит Конституции РФ, Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Земельному кодексу РФ, Закону Новосибирской области «Об использовании земель на территории Новосибирской области». Считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства законности принятого органом местного самоуправления решения.

Полагает, что решение о предварительном согласовании земельного участка ДНТ «Золотая миля» нарушен порядок подготовки правовых актов мэрии г. Новосибирска о предоставлении земельных участков, утвержденный постановлением мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № 3671, который не применен судом при разрешении спора. Полагает в частности, что у лица, обратившегося от имени ДНТ «Золотая миля» с заявлением о выборе земельного участка, отсутствовали какие-либо полномочия.

По мнению апеллянта, имели место нарушения требований ч. 2 ст. 13, ч. 2 ст. 61 ГПК РФ (суд не принял во внимание постановление Псковского областного суда по делу № 33-1590/2012), нарушения ч. 2 ст. 48, ч. 1, 3 ст. 53, ч. 3 ст. 55 ГПК РФ (суд незаконно и необоснованно привлек к участию в деле в качестве третьего лица ДНТ «Золотая миля»), ст. 64 ГПК РФ (отклонено заявление об обеспечении доказательств), ст. 67 ГПК РФ, п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ и другие нарушения процессуальных норм.

Считает, что суд не применил подлежащие применению нормы статьи 30 Земельного кодекса РФ, не учел правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 14.09.2010 г. № 4224/10.

Основаниями для отмены решения суда апеллянт считает неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных обстоятельств, несоответствие выводов обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебнаяколлегия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса РФ. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (статья 28 Земельного кодекса РФ).

Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (пункт 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из