Номер дела 2-232/2017 (2-5994/2016;) ~ М-5756/2016
Дата суд акта 20 февраля 2017 г.
Категория гражданского дела Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры
Субъект РФ Новосибирская область
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Стороны по делу
ИСТЕЦ Сорока С. И.
ОТВЕТЧИК Департамент жилищного обеспечения Минестерства обороны РФ
ОТВЕТЧИК Начальник 2 отдела ФГКУ "Центральное Региональное Управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ
ОТВЕТЧИК ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Представитель ответчика Осинцева Н.В.

Дело № 2-232/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Сорока С. И. к начальнику 2-го отдела ФГКУ «Центррегионжилье», ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечение Министерства обороны РФ о признании права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, признании решения начальника 2-гом отдела 2-го отдела ФГКУ «Центррегионжилье» об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из фонда Министерства обороны РФ незаконным,

УСТАНОВИЛ :

Сорока С.И. обратилась в суд с указанным иском, просит признать за ней право состоять на учете нуждающихся в порядке определенном приказом МО РФ как члену умершего военнослужащего по контракту майора Сорока О. Ю..

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что Сорока С.И. являлась вдовой военнослужащего по контракту Министерства обороны РФ майора Сорока С.О., который умер /дата/.

В /дата/ года истец обратился во 2-й отдел ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как вдовы военнослужащего.

/дата/ истцу был дан ответ, согласно которому ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из фонда Министерства обороны РФ.

Ответ мотивирован тем, что на основании п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Истец считает, что в соответствии с требованиями ст. 51 ЖК РФ он имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Супруг истца проходил военную службу в Вооруженных силах РФ (СССР) с /дата/ года. В /дата/ году заключил первый контракт о прохождении военной службы. В /дата/ года истец они втроем (истец, его сын А от первого брака) Сорока О.Ю. прибыли для дальнейшего прохождения службы из дальневосточного военного округа в <адрес>.

/дата/ супруг умер в результате несчастного случая.

Истец утверждает, что Сорока О.И. имел право на получение жилого помещения по договору социального найма, как заключивший контракт в /дата/ году.

В качестве правового основания исковых требований истец ссылается на п.1 ст.15. п.3.1 ст. 24 ФЗ «О статусе военнослужащих», а также Постановление Правительства РФ от 21 июня 2002 года №451 «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти».

Истец Сорока С.И. о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, доказательств, подтверждающих уважительность причин своей неявки в судебное заседание не представила, в связи с чем, судом в порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в ее отсутствие, в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела было отказано.

Представитель ответчиков начальника 2-го Отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Осинцева Н.В., действующая на основании доверенностей (л.д.18-19), в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, в письменных возражениях на иск указала, что с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма Сорока С.И. обратилась /дата/. Решением начальника 2-го Отдела ФГКУ «Центррегионжилье» от /дата/ Сорока С.И. отказано в принятии на соответствующий учет.

Приказом командующего 41 Общевойсковой Армией от /дата/ Сорока О.Ю. исключен из списков офицерского состава Вооруженных сил Российской Федерации в связи со смертью, с /дата/

Согласно справке, представленной /дата/ ФКУ «Военный комиссариат Новосибирской области», выслуга лет в календарном исчислении на момент смерти составляет 19 лет 3 месяца 15 дней.

К членам семьи умершего военнослужащего согласно выписке из личного дела относится супруга Сорока С.И.

В соответствии с п. 12 раздела I Приказа Министерства обороны СССР от /дата/ военнослужащие уволенные в запас или отставку, по избранному месту жительства обеспечивается жилой площадью исполкомами Советов депутатов трудящихся в порядке, установленном Советом Министров СССР.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года №4338-I «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, обеспеченные жилыми помещениями, в период прохождения военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм жилой площади, очередности и льгот, установленных настоящим Законом и жилищным законодательством РФ.

С 01 января 1998 года Закон Российской Федерации от 22 января 1993 года №4338-1 «О статусе военнослужащих» утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 года №76 «О статусе военнослужащих».

На основании ст. 100 ФЗ от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…» с января 2005 года с органов местного самоуправления снята обязанность по представлению военнослужащим жилых помещений.

В связи с этим абзацем 2 пункта 2 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. №76 «О статусе военнослужащих» установлено, что обеспечением жилым граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образования, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

На день рассмотрения возникшего спора абз. 2 п. 2 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» утратил силу в связи с принятием ФЗ от 08.12.2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих».

Пунктом 3.1 ст. 24 ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

С 01 января 2011 года полномочиями по обеспечению членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы…, наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей" от 25 августа 1999 года №936 федеральным органам исполнительной власти предписано предоставлять во внеочередном порядке семьям погибших (пропавших без вести) военнослужащих, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативно правовыми актами Российской федерации.

Изданный в развитие данного постановления приказ Министра обороны Российской Федерации «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей» от 26 января 2000 года №44 предписывает предоставлять жилые помещения семьям погибших военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно постановлению Правительства РФ от 21 июня 2002 года №451 «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников Федеральных органов исполнительной власти» Министерство обороны РФ предоставляет нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели военнослужащего.

Условиями наделения членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего правом на получение жилого помещения от Министерства обороны РФ являются:

- принятие военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма;

- нуждаемость членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего в улучшении жилищных условий.

По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид государственной службы, что обуславливает правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляет на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Реализуя указанные полномочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей,